Медиакарта
20:56 | 19 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

От порога детсада…

От порога детсада…
09:38 | 13 апреля 2010
Источник:

С чем придут ишимские ребятишки в первый класс?

Борис АНФАЛОВ

Сергей САФРОНОВ (фото)

На закате советской власти в Ишиме проблема предоставления мест в детские сады и ясли так остро, как сейчас, не стояла. В городе было 28 детских дошкольных учреждений, которые обеспечивали молодым папам и мамам возможность реализовать себя на производстве: они были уверены, что их чада под присмотром, накормлены и напоены.

Но в 90-е годы ведомства, преследуя чисто экономические интересы, стали освобождаться от социальной составляющей. С другой стороны, и многие родители стали реже прибегать к услугам детских дошкольных учреждений. В итоге двадцать первый век Ишим встретил, имея лишь 14 детсадов, и оказался не готов достойно соответствовать улучшающейся демографической ситуации и едва ли не лавинообразному росту спроса на места в означенные заведения. На сегодня, по данным городского комитета по образованию, сады посещают две с лишним тысячи детей. Столько же «стоят» в очереди. Чтобы закрыть проблему, нужно вернуть Ишиму потерянные четырнадцать детсадов.

Руководство города при активной поддержке области и губернатора Владимира Якушева в меру сил и возможностей предпринимает ряд шагов по исправлению сложной ситуации. Председатель комитета по образованию городской администрации Татьяна Миронова рассказывает:

– Образование в Ишиме состоит из трёх основных сегментов: дошкольное, общее и дополнительное. Причём до этого года дополнительное было поделено между тремя ведомствами – комитетом культуры, в ведении которого две музыкальные и художественная школы, комитетом по спорту (спортивная школа и стадион «Центральный») и комитетом по образованию (Дом детского творчества, станции юных натуралистов и техников и первая спортивная школа). В связи с прерогативой общего образования учреждения дополнительного находились в роли пасынков со всеми вытекающими отсюда последствиями. Заместитель губернатора Наталья Шевчик приняла решение передать эти учреждения департаменту молодёжной политики: есть мнение, что ситуация изменится к лучшему. Но и сейчас мы стараемся повышать качество дополнительного образования.

Во-первых, стремимся эффективно использовать имеющиеся площади. Кабинеты директоров и методкабинеты на время отдаем под группы кратковременного пребывания. В те два-три часа, что ребёнок находится в саду, его готовят к школе. Поэтому существенно возросло количество детей 5-7-летнего возраста, посещающих дошкольные учреждения. Во-вторых, занимаем под детсады филиалы общеобразовательных школ. К примеру, на базе бывшего филиала школы № 8 вскоре начнет работать садик на восемьдесят человек. Здесь проведена реконструкция, ждем поступления оборудования. В-третьих, мы предоставляем места преимущественно ребятам старшего дошкольного возраста. Воспитатели детсадов осенью обходят «закреплённые» за детсадами дома, чтобы выявить таких ребятишек. В итоге практически все они посещают дошкольные учреждения и в первый класс приходят подготовленными. Конечно, дается это нелегко, практически все детсады переполнены. Но иного пути нет, так как строительство новых дошкольных учреждений – это время и большие финансовые вложения.

Изменился и порядок предоставления мест. Раньше очередь была в каждом садике, что создавало неразбериху и двойную бухгалтерию. Так, еще недавно в целом по Ишиму в списках состояло около десяти тысяч детей, хотя фактически их было вдвое меньше. С первого октября прошлого года учёт ведётся только при комитете образования, здесь и комплектуем детсады. Ввиду острой нехватки мест набора в ясельные группы не будет. И это оправдано, так как важно, чтобы до трёх лет ребенок рос дома, под присмотром матери – именно в это время закладываются основы его здоровья и формируется нервная система. (Тем более что трудовой стаж родителей по уходу за ребёнком сохраняется). Нашу правоту доказывает тот факт, что сегодня в первый класс поступает всего лишь двадцать процентов абсолютно здоровых детей – следствие раннего ясельного воспитания.

Актуальная тема – повышение качества образования. (Сравните: раньше речь шла о качестве воспитания). Сейчас развелось великое множество дошкольных образовательных программ, что создаёт путаницу и большие сложности в подготовке и обучении детей, поэтому мы уменьшили количество программ и добиваемся полного соответствия и преемственности учебно-методических комплектов детсада и первого класса. Для этого между школами и садами заключены договоры, учителя четвертых классов, загодя диагностируя детей выпускных групп по своим программам и тестам, знают, кто к ним придёт учиться. Это важно и для того, чтобы при необходимости было время «отработать разночтения», то есть сказать воспитателям, над чем надо поработать с каждым ребёнком. Очень важно сохранить здоровье детей, что само по себе кропотливый труд как для родителей, так и для педагогов. Здесь большое значение имеет формирование привычки к здоровому образу жизни. И это у нас постепенно решается. Результат – по сравнению с прошлыми годами дети дошкольного возраста стали меньше болеть.

Соответствие дошкольных образовательных учреждений нормативному состоянию пока далеко от желаемого. Но и здесь есть успехи. Из четырнадцати детских садов почти более половины соответствует требуемым нормам, остальные должны быть капитально отремонтированы в этом году. На систему образования Ишима выделяется свыше четырехсот миллионов рублей. Наша задача – организовать учебно-воспитательный процесс так, чтобы в период, когда половина детсадов станет на капремонт, не сорвать его и освоить отпущенные средства.

Если бы речь о проблемах в дошкольном образовании зашла три года назад, тональность моего повествования была бы иной. Теперь об этом говорить проще – многое сделано, и работа продолжается. Большим шагом вперёд будет и сдача в следующем году в эксплуатацию нового детсада на 280 мест. В этом большая заслуга области и городской администрации.

НА СНИМКЕ: в детском саду.