В разговоре с корреспондентом «Красного знамени» начальник управления образования Тюменского района Наталья БИРЮКОВА обозначила приоритеты развития образования «столичного» и рассказала о некоторых итогах прошедшего учебного года.
-
Прошлый учебный год был богатым на события. Какие из них вы бы назвали главными?
-
Прежде всего, стоит напомнить о том, что прошлый год был объявлен Годом учителя, благодаря чему состоялось много мероприятий, направленных на повышение престижа учительского труда, в которых педагоги и учащиеся «столичного» приняли активное участие.
Успешно завершилась реализация районной целевой программы развития образования на 2008–2010 гг., направленной на сохранение и дальнейшее развитие системы образования района. В феврале этого года утверждена долгосрочная целевая программа развития образования района до 2013 года.
Подвели мы и первые итоги реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». Специальный мониторинг позволил сделать вывод, что большинство ключевых показателей «столичного» выше среднеобластных.
- Государство и правительство региона большое внимание уделяют развитию информатизации. Что удалось сделать в системе образования района в этом направлении?
- На сайте администрации района размещены и функционируют web-страницы всех общеобразовательных учреждений. Федеральный мониторинг комплексного проекта модернизации образования и региональный мониторинг долгосрочной целевой программы перешли в формат Интернета. Начался процесс предоставления государственных услуг в сфере образования и науки в электронном виде. Разработаны административные регламенты, в соответствии с которыми учреждения образования смогут представлять в электронном виде информацию о результатах экзаменов и тестирования, а также о зачислении в образовательные учреждения, результатах Единого государственного экзамена, сведения об образовательных программах, учебных планах и графиках. В электронном виде будут также предоставляться информация о порядке проведения итоговой аттестации, текущей успеваемости учеников, вестись дневники и журналы успеваемости. Информация об успеваемости обучающихся родителям также будет отправляться по Интернету.
- В «столичном» много делается для обеспечения доступного и качественного дошкольного образования. Каковы приоритеты развития этой сферы?
- Работа ведётся по трём основным направлениям: увеличение охвата юных жителей района образовательной и социальной услугой; улучшение условий содержания детей, обеспечивающих сохранение здоровья и профилактику заболеваемости; создание условий для разностороннего развития детей с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно- эстетическому направлениям.
Благодаря поддержке областного бюджета общий охват дошкольным образованием удалось повысить на 13,5 %, а охват детей с 3 до 7 лет - на 14,9 % .В настоящее время образовательную услугу получают почти 5 тысяч детей в возрасте с 3 до 7 лет, что составляет 97,8 % этой категории юных жителей «столичного», в 2010 г. этот показатель равнялся 82,9 %. Предшкольным образованием охвачено 99,7 % детей старшего дошкольного возраста - 2396 человек, что позволяет создавать равные стартовые возможности для детей при поступлении в школу. Несмотря на принимаемые меры, проблема предоставления всем желающим места в детских садах остаётся.
Высокий показатель очерёдности (с 2 до 3 лет) в учреждениях Боровского, Богандинского, Винзилинского, Каскаринского, Московского и Онохинского МО. Нет очереди в детских садах для детей в возрасте с 3 до 7 лет во всех муниципальных образованиях, кроме Андреевского, Успенского (д.Зырянка), Каскаринского (д.Янтык) и Онохинского МО. В семи муниципальных образованиях района отсутствует очередь для детей с 2 до 7 лет: Борковском, Каменском, Мальковском, Наримановском, Новотарманском, Переваловском и Созоново.
- Наталья Анатольевна, традиционно обсуждаемый на августовской конференции вопрос касается качества образования и результатов итоговой аттестации выпускников.
- Один из важных результатов года - положительная динамика качественной успеваемости обучающихся. В течение двух последних лет общая успеваемость остаётся стабильной и составляет 99,9%. Качество успеваемости по итогам 2010-2011 учебного года составило 45,1%, в сравнении с результатами прошлого учебного года повысилось на 1,3%. Повышение качественной успеваемости возможно за счёт резерва: в районе с одной тройкой по основным предметам учится 265 человек (3,1 %).
Общая успеваемость по результатам экзамена по алгебре повысилась на 1,9 % и составила 96,5%, качественная осталось на уровне прошлого года - 43,3%. Не прошли итоговую аттестацию по алгебре в новой форме 35 учеников -3,5 %- из 16 школ.
Общая успеваемость по русскому языку повысилась на 9,9 %, качественная тоже - на 10,1%. Не прошли итоговую аттестацию по русскому языку в новой форме 74 выпускника -7,5 %- из 21 школы. С учётом результатов повторных экзаменов общая успеваемость по русскому языку и математике достигла 100%, качественная по русскому языку – 51, по математике – 43.
По результатам государственной итоговой аттестации получили аттестат об основном общем образовании 100% девятиклассников; 46 человек получили аттестат особого образца, в предыдущем году - 34 человека.
К итоговой аттестации за курс средней школы были допущены все 526 выпускников 11-х классов. Четверо из них - дети, имеющие ограниченные возможности здоровья, проходили аттестацию в форме государственного выпускного экзамена.
Анализ результатов ЕГЭ показывает, что в 2011 году средний балл по основным предметам снизился - русский язык на 1,2, математика - на 2,9. Но в сравнении с данными областных контрольных работ и пробных экзаменов есть положительная динамика.
В течение трёх лет сохраняют высокие результаты по основным предметам Богандинская N42, Янтыковская, Московская, Чикчинская и Онохинская школы.
Не сдали ЕГЭ по русскому языку и математике 4 человека. Аттестаты особого образца получили 28 выпускников (5,5 %): с золотой медалью - 15, с серебряной - 13. Наибольшее количество медалистов -4- в Боровской школе N1, Горьковской - 3 и Каскаринской N2 – 3 человека. Количество медалистов по итогам года уменьшилось на 19. Одной из причин стало изменение в положении о порядке награждения.
- В прошлом учебном году в Тюменском районе начали переход на новые образовательные стандарты. Как вы оцениваете этот опыт?
- В прошлом году педагогический коллектив Винзилинской начальной школы первым в «столичном» начал вести работу по созданию и апробации образовательной программы начального общего образования, рабочих программ по предметам, программ по организации внеурочной деятельности, отвечающих требованиям ФГОС второго поколения. Эта школа стала к тому же стажировочной базой для педагогов района, которые будут работать с первоклассниками в наступающем учебном году.
В рамках подготовки к внедрению новых стандартов начальной школы все школы сформировали учебные планы на 2011 - 2012 учебный год; определились с выбором УМК, соответствующего требованиям стандартов второго поколения; с моделью организации внеурочной деятельности в первых классах; внесли изменения в нормативную базу и локальные акты; разработали основные образовательные программы основного общего образования. Экспертизу программ осуществляли члены экспертного совета Тюменского муниципального района по инновациям в сфере образования. С учётом доработки и исправления выявленных недостатков все представленные программы рекомендованы для реализации.
- В школах района создана система поддержки талантливых детей. Какие «плоды» приносят усилия учителей и учеников?
- В прошлом учебном году в школах района продолжили работу 22 школьных научных общества, которые объединяют 826 учащихся 2-11 классов (в 2009-2010 учебном году – 589 человек). Наиболее активно и результативно работали научные общества Чикчинской, Янтыковской, Червишевской, Винзилинской, Ембаевской, Каскаринской СОШ N 2, Боровской СОШ N 1, Онохинской, Московской и Успенской школ.
Школьники района активно участвовали в олимпиадах и конференциях муниципального и регионального уровней. Исследовательские работы, подготовленные учащимися, говорят о широте интересов, любознательности и творческом поиске и посвящены проблемам экологии, здоровья человека, вопросам энергосбережения, историко-краеведческим и хозяйственным темам. Увеличилось число работ, прошедших конкурсный отбор на XIII областной научный форум молодых исследователей «Шаг в будущее - 2010»: 27 школьников района стали его участниками (годом ранее – 19). Победителями и призёрами стали 10 ребят из Чикчинской, Янтыковской, Ембаевской, Каскаринской N 2, Винзилинской, Горьковской и Червишевской школ.
Гузель Юлдашева из Янтыка, Данияр Бабаев и Ринат Иванов из Чикчи и Диана Архипова из Червишево вошли в состав делегации Тюменской области и успешно выступили на Всероссийском форуме «Шаг в будущее» весной этого года в Москве.
В этом учебном году впервые работала районная школа одарённых детей «Интеллект», в которой с лучшими педагогами занимались 150 учащихся 9 - 11 классов из 25 школ Тюменского района.
Умелое сочетание разных форм и направлений, преемственность в работе с одарёнными детьми, успехи школьников в олимпиадах, конкурсах регионального и Всероссийского уровней позволили обобщить на уровне Тюменской области опыт работы с одарёнными детьми Боровской и Ембаевской школам. Кстати, по решению районного экспертного совета в июне этого года Боровская СОШ N 1 объявлена стажировочной площадкой по работе с одарёнными детьми; педагоги Янтыковской и Переваловской школ названы наставниками по организации научно-исследовательской деятельности школьников.
- Приходят ли в школы молодые специалисты? Как вы охарактеризуете уровень профессионализма педагогов района?
- В прошлом учебном году сохранилась тенденция к снижению численности педагогов, в том числе и пенсионного возраста. Средний возраст педагогических работников сохранился на уровне прошлого года - 42,9 года. В течение учебного года, а также лета уволилось 106 специалистов, из них только 27 учителей пенсионного возраста. К сожалению, 40 процентов уволившихся относятся к самому продуктивному возрасту 25 - 45 лет.
Национальная образовательная инициатива нацеливает на привлечение в школы молодых педагогов. Если в 2008 году в школах района работали 23 молодых педагога, то в 2010-м – 47, а в этом году – уже 64. Только в летний период на работу в школы поступили 22 молодых специалиста.
Образовательный ценз и квалификационный уровень педагогов района позволяет охарактеризовать их как достаточно квалифицированных и работоспособных. Растёт число учителей с высшим образованием. Увеличилось число школ, в которых аттестовано 100 % педагогов.
В связи с подготовкой к переходу на новые стандарты и реализацией национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» каждый педагог оказывается в ситуации, когда он должен постоянно осваивать педагогические новшества, а перед каждым руководителем стоит задача управления инновациями.
Одной из основных мер по обеспечению профессиональной компетентностной педагогической среды стало создание на муниципальном уровне «пилотных» площадок по реализации направлений ФГОС основного общего образования на базе Богандинской СОШ N 1 и Успенской СОШ; стажировочной площадки по работе с одарёнными детьми на базе Боровской СОШ N 1, работа которых начнётся с нового учебного года под руководством районного экспертного совета по инновациям в области образования, созданного в 2010-2011 учебном году.
- Школы и детские сады «столичного» района значительно изменились и внешне, во многих прошёл капитальный ремонт.
- В 2010 году капитальный ремонт провели в 20 образовательных учреждениях (13 детских садах и 6 школах) на общую сумму 262491 тыс. рублей. В 2011 году - в 4 школах и 5 детских садах на общую сумму 271 470 тыс. руб. В нормативное состояние приведены 35 образовательных учреждений (6 школ, 1 детский дом, 18 детских садов) – 55 %. Ещё 45 % учреждений требуют капитального ремонта.
- Каковы перспективы дальнейшего развития системы образования Тюменского района?
- Они определены долгосрочной целевой программой развития образования Тюменского муниципального района до 2013 года, связаны с реализацией ПНПО и президентской инициативой «Наша новая школа».
В ближайшее время предстоит решить целый комплекс задач, направленных на снижение количества детей, не посещающих занятия и оставленных на повторное обучение; обеспечить повышение доступности и качества образования на основе обновления содержания и введения государственных образовательных стандартов; в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья; развивать систему выявления и поддержки талантливых детей; мотивировать педагогов к повышению образовательного уровня и уровня квалификации; формировать культуру здорового образа жизни у обучающихся и воспитанников; продолжить приведение в нормативное состояние зданий ОУ, создание безопасной и комфортной образовательной среды. Как видите, скучать нам не придётся, впереди – большая работа, новые заботы и новые победы.
Беседовала Татьяна ЮРТИНА.