Хочу о папе рассказать
Первого января 1932 года на основании постановления ВЦИК открылась самая первая страничка Упоровского района. Именно с этого дня и началось трудовое шествие земли упоровской в качестве новой административно-территориальной единицы. Своё напутствие нынешний район получил от Емуртлинского и Суерского, которые уже вступили в 9-й год своего существования. Они передали упоровцам и тот порыв, с которым трудились люди, строя новую жизнь и новую сельскую экономику. По-старому уже жить не хотели, а новый путь был неизвестным.
Вот я и хочу рассказать о тех людях, которые волновались, тревожились за будущее, среди них и был мой отец Иосиф Никифорович Пятков. Родился он в 19 столетии, в 1896 году, в селе Емуртле в многодетной семье. Закончил церковно-приходскую школу, 4 класса. А душа тянулась к чему-то иному, а к чему и сам понять не мог. В 1920 году попадает он в Барнаул, закончил телефонно-телеграфную школу, как он называл её - «команда связи». И тоже остался равнодушным. Вернулся домой. «Нет, это не моё, нет», - сказал он. Папа вспоминал: «Мне предложили поехать в Ялуторовск на курсы трактористов. Я сразу как-то преобразился. Сам ещё не знал, что из меня получится, но душа пела, ликовала». Поехал, учился хорошо, усердно, с желанием. Но теория теорией, а когда пошли на практику, он соприкоснулся с трактором, сел за руль, да проехал какое-то расстояние – замер, от волнения вымолвил: «Вот и нашёл, что искал. Нашёл». Домой он вернулся дипломированным трактористом. В 1923 году в Емуртле стали организовывать ТОЗы. Их было 5. Папа вступил во второй ТОЗ под названием «Желанный». В ТОЗе появилась возможность приобрести свой трактор, т.к. давали государственные кредиты. И за трактором в Ялуторовск был командирован мой папа. Мама вспоминала то время: «К вечеру к дому стали подходить люди: и взрослые, и дети, чтобы собственными глазами да первыми увидеть это чудо. Они сидели на лавочке, завалинке, заплоте. Я сижу у открытого окна и жду. Молю Бога, чтобы всё обошлось хорошо, не перевернулся бы ненароком. И вот уже ближе к рассвету мы услышали доселе не слыханный рокот. Парнишки все побежали за околицу, да и взрослые тоже зашевелились, слезли с заплотов. Появился, удивляя всех своим рокотом, трактор «Фордзон». За трактором и с обеих сторон от него не глядя под ноги бегут мальчишки. Отец замедлил ход, чтобы не стоптать бегущую ребятню». Когда папа слез с трактора, к нему подошёл его отец, обнял папу и сказал: «Осипушко, да как ты мог обуздать такую махину? И без лошади добрался? (Дед был сибирским ямщиком). А я ведь не верил, что такое может быть, без лошади да ехать. Видимо, и правда, братва, будем жить по-другому».
А ребятишки целый день не шли домой, всё рассматривали это чудо техники. Об этом хорошо написал бывший ученик Емуртлинской школы, а ныне известный крымский поэт Григорий Игнатьевич Пятков в своей поэме «Песнь о Родине» вот такие строки:
«И ещё не влекут Каракумы
Голубые дороги небес.
Все пытливые детские думы
Полонила в селе МТС.
И весёлые игры забросив,
Мы к машинам шагаем с утра.
Я горжусь, что мой дядя Иосиф
Первым в округ привёл трактора.
Я во многом ему подражаю,
Говорю глуховатым баском:
- Значит, быть, мужики, с урожаем:
И ночую в полях за леском».
Неустойчив был путь становления коллективного хозяйства. ТОЗы сменялись коммунами, потом появились колхозы и совхозы. В 1930 году на территории Емуртлинского совета был организован совхоз «Лисвинский», а с 1934 года он стал называться «Емуртлинским». В 1937 году в Емуртле создаётся МТС, где папа был назначен разъездным механиком. Позже МТС перевели в Пятково, куда и пришлось переехать нашей семье. В 1940 году папу переводят только что в созданную Буньковскую МТС, а организована она была в 1936 году. Основателем и первым её директором был Корнилий Иванович Андреев. Через 2 года его, как опытного специалиста и мастера своего дела, переводят в Омутинский район для оказания помощи в организации новых МТС. А директором в Буньковскую МТС был назначен Александр Тимофеевич Батарчук. А папа стал заведующим МТМ. 1941 год... Началась война, которая оборвала созидательный труд буньковцев. Фронту было отдано всё: самые работоспособные люди, машины, лошади. Оставшиеся трудились сутками, ибо девиз для всех был один: всё для фронта, все для Победы. Из мужчин остались работать: А.Ф. Филимонов, С.В. Фараносов, Д.С. Проскуряков, Р.Б. Дударев, Я.И. Бетнев, С.Г. Сапожников, П.Г. Сучков, В.Г. Сучков, В.Д. Переладов, В.Е. Паньков, С.Н. Паньков. Не раз они обращались в военкомат, требуя отправить их на фронт. Но там им сказали: «Ваш фронт – хлеб. Идите и воюйте». Но с кем? Ушедших мужчин заменили женщины, подростки и пожилые люди. И папа скрепя сердце взялся за организацию новых тракторных бригад. В числе механизаторов более 70 процентов - женщины, которых требовалось научитьновой профессии. Среди них были Е.С. Худышкина, Е.Я. Морева, А.К. Девятовских, Е.С. Рычихина, А.Л. Рябкова, Ф.П. Мингалева, В.К. Волосникова, Р.Т. Девятовскихи другие, трудно перечислить всех. В живых остались Е.С. Рычихина и Ф.П. Мингалева. Федосья Павловна Мингалева со слезами на глазах вспоминает: «Ой, какое это было время. Думала ли я, что стану трактористкой? Нет. И зной, и дождь, и слякоть, а мы в поле на тракторах, а зимой ремонтировали технику. Как мы всё вытерпели? Мы не имели права жаловаться на усталость. И болеть -то было некогда. И.Н. Пятков учил нас терпеливо, строго. Мы уважали его и побаивались, как старшего. Он говорил нам: «Деушки, потерпите еще чуть-чуть. Да и вернутся наши пареньки».
А это «чуть-чуть» затянулось на 4 года. И всё производство держалось на доблести таких вот женщин. Вот как они приближали победу. Их труд был равный подвигу. Не зря маршал Г.К. Жуков сказал: «Тыл – это половина победы, даже больше». В 1951 году папу направляют в г. Ишим на двухмесячные курсы в школу механизации сельского хозяйства. И вернулся он с удостоверением «Механик по трудоёмким работам». И опять стал разъездным механиком по району. В 1955 году его премировали путёвкой в Москву на ВДНХ (Выставка достижений народного хозяйства). Ездил он вместе с председателем колхоза Леонидом Корниловичем Угрениновым. Всю жизнь проработал без отпуска. Надо – значит надо. Какие награды имел? Медаль «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг.» и медаль «За освоение целинных земель». На пенсию ушёл в 1956 году. По натуре он был страстный юморист и выдумщик. В его рассказах было больше вымысла, чем реальной действительности. Но в детстве и в подростковом возрасте я принимала эти рассказы за чистую монету.
Ушёл из жизни в возрасте 72 лет. Рановато, конечно.
В 1980 году емуртлинцы праздновали 50-летие своего совхоза. В яркий праздник вылилась встреча «От всей души». На этом празднике был один из первых механизаторов, начавших свою биографию ещё с ТОЗа, В.И. Саратовкин. К нему обращается ведущая:
-
Василий Иванович, прошу вас, пожалуйста, мысленно вернуться в те годы, когда совхоз только начинал свой путь. С кем вы работали?
-
С тех пор прошло больше, чем полвека, но я хорошо помню Иосифа Никифоровича Пяткова, первого, кто начал готовить кадры механизаторов…
P.S. А.Т. Батарчук, сменивший первого директора, проработал 21 год. Военное и послевоенное время выпало на его долю. Современный и главный монтажный цех был построен при его руководстве (только ещё не был пущен в ход). Умер он после тяжёлой, продолжительной болезни в 1958 году. На базе Пятковской, Суерской и Буньковской МТС в 1959 году была создана Буньковская РТС, а в 1961 году стала называться Упоровским районным объединением «Сельхозтехника». За 38 лет её существования сменилось много директоров, где-то порядка 10-11 человек. Самыми неравнодушными, деятельными, заинтересованными в своем деле были: В.В. Хамаза, В.С. Малаев, И.И. Шляхтин, Н.В. Созонов. За их бытность можно сказать, сельхозтехника «рванула в гору». Сколько всего было построено! Это был настоящий городок! Чего только стоил обмоточный цех. Он вышел на уровень областного масштаба. Там работали в основном женщины. А всего в сельхозтехнике было занято 280 человек.
В каждом трудовом коллективе есть свои добрые традиции. Люди старшего поколения передают их молодёжи. Сколько накопилось трудового мастерства и опыта! И тут началась перестройка. И потомки не смогли удержать то, что было добыто потом и кровью. У них просто уже не было ни сил, ни возможности. И покатилось всё вниз по наклонной, всё больше и больше набирая скорость. И все кануло в Лету, откуда возврата нет. И предприятие полностью прекратило своё существование.
Лидия САПОЖНИКОВА, ветеран педагогического труда.
с. Буньково.