Медиакарта
14:07 | 7 мая 2024
Портал СМИ Тюменской области

Учить, не заставляя

Недавно стала свидетелем разговора двух мам ребят-первоклассников. Одна волновалась, что нагрузка на ребёнка будет большая: до обеда уроки, часов до трёх – занятия по интересам, различные кружки. Только потом малыш придёт домой, а ведь ещё и домашнее задание выполнять надо! Когда отдыхать? Другая мама успокоила собеседницу: «Сейчас начальная школа переходит на новые стандарты обучения, всё дети должны успевать делать в школе, а домашнее задание задавать вообще не будут». Понятно, что родители волнуются, будто самим первый раз – в первый класс. Тогда их может заинтересовать интервью с учителем начальных классов школы №2 Н.И. Казанцевой.

– Наталья Ивановна, недавно прочитала в Интернете информацию, что с первого сентября этого года первоклассникам запрещено давать задания на дом. Нельзя в первый год обучения ставить ребёнку отметки. Чтобы и школа, и родители заботились о сохранении здоровья детей, надо папам и мамам обязательно об этом знать.

– Первоклассникам домашнее задание мы никогда и не задавали и оценок не ставили. Но порой сами родители об этом просят. Говорят, что без отметок им непонятно, как учится их ребёнок, успевает ли усваивать материал. Настрой малышей тоже определённый, наверняка исходит от родителей. Ребята спрашивают: «А когда нам будут давать пятёрки?» Если родители хотят позаниматься с ребёнком дома — пожалуйста. Но только не заставлять. Иные родители перегибают палку: увидят помарку или корявые строчки — заставляют переписывать. Сначала на черновике, потом на чистовик. В итоге оказывается, что в черновике получается аккуратней и лучше. Не надо от ребёнка требовать чего-то сверх его сил. Бывает, не успеют на уроке страничку заданий сделать — родители дома заставляют заканчивать всё. А ведь современные развивающие программы рассчитаны на индивидуальный подход к ученику: один легко делает шесть заданий, другому достаточно трёх. А родители настаивают на своём: как это, Вася всё выполнил, а ты нет? Давай! Такими методами можно быстро отбить всякое желание учиться.

– Часто, особенно в сентябре, наблюдаю картину: тащит первоклассник свой тяжёлый рюкзак, в руках ещё пара пакетов. Идёт, увешанный поклажей, просто жалко ребёнка...

– При покупке ранца надо обращать внимание не на его красоту, а насколько он удобен для ребёнка. Вес одного учебника для первоклассника, который выпускается с мягкой обложкой, менее трёхсот граммов. В портфеле у ребёнка каждый день три учебника — русский язык, математика и окружающий мир. Вместе с тетрадями всё это весит не больше килограмма. Принадлежности по рисованию, труду, физкультуре дети оставляют в учебных кабинетах в шкафчиках, нет необходимости носить их с собой на каждый урок. По СанПину предусматривается вариант, чтобы ребёнок имел два комплекта учебников: одним пользовался в школе, другим – дома. Родителям самим надо следить, чтобы ребёнок не перегружал портфель. Как-то на собрании один из пап рассказывал, что попробовал поднять ранец сына — он оказался очень тяжёлым. Стал проверять — чего там только нет! Ребёнок, чтобы ничего не забыть и его не ругали, носит в портфеле, что надо и не надо.

– Наталья Ивановна, сколько первоклассников пойдут в новую школу №2? Как будет строиться их учебный день? Сколько будет уроков?

– У нас два первых класса, в каждом — по 25 ребят. Занятия будут начинаться в восемь часов утра. До нового года в расписании три урока продолжительностью 35 минут. Четвёртый урок — вне стен школы. Это могут быть экскурсии, прогулки на свежем воздухе. На территории школы оборудованы четыре игровые площадки именно для начальных классов, где дети смогут активно отдыхать. После обеда ребята будут заниматься кружковой работой с педагогами учреждений дополнительного образования. В школе есть бассейн, третий час физкультуры дети будут учиться плаванию.

– Класс, где будут заниматься первоклашки, очень светлый, просторный, что-то ещё поменяется в его интерьере?

– Здесь есть всё для ребят и для педагога. Интерактивная доска, специальные световые лампы. Учительский стол и мебель под аппаратуру. Установлены разноростовые парты и стулья. В течение учебного года каждый ребёнок несколько раз поменяет место: учеников с первого ряда пересадят на третий. Для профилактики нарушения зрения. Регулярно на уроках уделяем несколько минут, чтобы выполнить упражнения для глаз, для дыхания. Во всех кабинетах с началом учебного года появятся цветы. Родители выращивали их дома специально в новую школу. С формой одежды тоже определились: для девочек — жилетка и юбка, для мальчиков — жилетка и брюки в тон.

Фото Павла Ложкина

Автор: Ирина Шадрина