Медиакарта
14:37 | 23 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Школы в ожидании

Школы в ожидании
13:59 | 31 августа 2011
Источник:

Новый учебный год – это не только радость с букетом, но и повод для волнений – приятных и рабочих: как жить будем целый год, что изменилось в законодательстве?

Об этом мы поговорили с заместителем директора департамента образования и науки Тюменской области Людмилой ЧЕБОТАРЬ.

Новая нагрузка

– Людмила Григорьевна, скажите, новые образовательные стандарты, которые сейчас вводятся, – это еще большая нагрузка на учителя?

– Не совсем так. Количество учебных часов и количество внеурочных занятий – то же, что было и раньше. Другое дело, что сейчас выдвигаются определенные требования к таким занятиям.

Сами по себе новые образовательные стандарты – это методическая нагрузка на учителя, для кого-то больше, для кого-то меньше. Перестройка своего подхода к выстраиванию работы с детьми. Возможно, это большая нагрузка в плане взаимодействия с родителями, потому что для определения наиболее эффективной, если можно так выразиться, траектории движения ребенка в образовательном и внеурочном процессе нужно встречаться с родителями не раз в четверть на общем собрании, а беседовать индивидуально.

– То есть можно сказать, что если учитель и раньше работал в тесном контакте с родителями, обладает достаточными знаниями для организации детей на уроке и вне урока – то такой учитель никак не заметит, что поменялись какие-то стандарты?

– Совершенно верно! И таких учителей достаточно много, у нас сильный учительский корпус, который работает в ногу со временем достаточно давно! Новые стандарты просто регламентировали, закрепили и узаконили требования, которые предъявляет современное общество к школе.

– Требования к школьникам тоже растут. Если сравнить учеников лет двадцать назад – им учиться было легче?

– Я бы не сказала, что им учиться было легче. Требования растут не в плане увеличения объема знаний – требования меняются сами по себе. Раньше от ребенка требовалось просто выучить большой объем материала – один раз и на всю жизнь. А сейчас требуется, помимо какого-то базового объема знаний, научиться искать информацию, обновлять ее. В современном мире невозможно что-то выучить в пятом классе и жить с этим всю жизнь.

– С введением новых стандартов учебники будут меняться? Их надо будет закупать родителям за свой счет?

– Новые стандарты не предполагают смену учебников как таковых. Они рассчитаны на учебники развивающего типа. Мы сформировали пожелания, которые хотели бы видеть: «Начальная школа 21-го века», «Перспективная школа», «Школа-2.100» и Занкова. И те школы, которые уже перешли на эти учебники, там они и останутся, ничего нового для них не будет.

Обед для всех

– Что будет в новом учебном году со школьным питанием?

– Бесплатное питание в школах, как и раньше, положено детям из малообеспеченных семей. На остальных идет дотация из бюджета – компенсация ЧАСТИ родительских затрат, школы обычно делают для всех детей один или два дня бесплатного питания в неделю. В разных территориях – разная стоимость самого обеда, где-то идет еще сокращение родительской доплаты за счет собственных продуктов (например, в сельской местности), где-то муниципалитет доплачивает.

– Как можно разрешить проблемы разной стоимости обедов для льготников и платников, дети едят за разными столами, иногда это становится поводом унижать малоимущих.

– А где такое есть? Это грубейшее нарушение! Неумение правильно организовать питание конкретного руководителя школы. Обед должен быть одинаковым для всех! Сумма для льготников берется из меню, согласованного с Роспотребнадзором. Если такие факты есть – я прошу такую информацию мне предоставить.

– А какие школы в Тюмени сегодня самые престижные? Можно ли попасть в них просто так, без конкурса?

– В первую очередь это школы, имеющие повышенный статус, – лицеи, гимназии. Но есть ряд школ самых обыкновенных, но там очень сильный педколлектив, и родители туда тоже стремятся отдать детей.

Родитель может привести ребенка в любую школу, в которую он хочет. Но лицеи и гимназии имеют право выдвигать к ученикам, которые к ним пришли, повышенные требования –проводить дополнительные проверочные работы, например, тесты.

Любые психологические тестирования с детьми могут быть – но после 1 сентября. Отказать в приеме могут, но только по причине отсутствия мест.

Своих кадров хватает?

– Если к нам едут учителя из других регионов, где они селятся? Вряд ли зарплата позволяет снимать жилье...

– Через меня проходят письма от учителей из других регионов, которые спрашивают о вакансиях, – в среднем около 30 в год. И у нас есть предложения от районов: аренда жилья, муниципальное жилье и т. п. Отправляем ответы, люди сами решают – устраивают их условия или нет.

Едут из разных республик. Один год почему-то было много писем из Марий-Эл. Из Кургана много. Было несколько педагогов по программе переселения из Казахстана, Украины.

А вообще-то стараемся своими кадрами закрывать. У нас своих педагогов вузы достаточно выпускают. Так что специально учителей из соседних регионов не приглашаем.

– Правда ли, что молодые педагоги скорее готовы уехать работать в село, если им дадут жилье, чем идти работать в школу в городе?

– Приход молодых педагогов активизировался в 2007-2008 гг. Это обычно связывают с кризисом. Но дело скорее в том, что сами школы стали более внимательно относиться к педагогам. Кадровая политика – это умение директора расставить в своей школе приоритеты.

С 1 сентября не будет школ, где не ведутся какие-то предметы, хотя, конечно, есть школы, где некоторые предметы будут вестись силами совместителей.

Кстати

В этом году за парты в первый раз в области сядет 16650 детей. Три последних года число первоклашек растет. В прошлом году их было, например, 15476 человек.

Елена МАЙСЮК