Медиакарта
14:21 | 25 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Стране была нужна большая нефть

Стране была нужна большая нефть
14:35 | 31 августа 2011
Источник:

День работников нефтяной и газовой промышленности — для нашей области особый праздник. Пожалуй, нет ни одной семьи в нашем регионе, не связанной в той или иной мере с этой отраслью.

С Сергеем Великопольским, человеком очень известным и уважаемым в этой отрасли, мы в канун праздника говорим о нефти, первопроходцах, прошлом и настоящем Западно-Сибирского ТЭК.

Направление — Север

— Сергей Дмитриевич, для вас нефтяная эпопея началась с Нижневартовска, с Самотлора?

— Нет, гораздо раньше. В умах тюменцев мысль о том, что область становится нефтегазовой, что происходят гигантские изменения в жизни региона, появилась в самом начале 60-х годов прошлого века. Геологи становились такими же популярными, как космонавты. Вся страна знала их фамилии. После армии я работал на Тюменском судостроительном заводе. И наше предприятие получило в 1963 году важное государственное задание — построить 40 нефтеналивных барж, для доставки первой тюменской нефти на Омский перерабатывающий завод. В первую навигацию 1964 года мы должны были поставить 10 барж. Задание было не простым. Одной из проблем было то, что металл весь был на улице, под открытым небом. И нужно было специальными терками отдирать ржавчину. В то время я возглавлял заводской комитет комсомола. И мы с ребятами вышли на руководство завода с предложением взять эту тяжелую работу на себя. Предложение было принято. Мы создали несколько комсомольских бригад и посменно круглосуточно отдраивали баржи и отдавали под покраску малярам. В результате задание было выполнено заводом намного раньше срока, практически за год все 40 нефтеналивных барж были сданы в эксплуатацию. Так я приобщился к нефти. Мы тогда все жили делами нового направления области.

С 1965 года я возглавлял Тюменский горком ВЛКСМ. Помню, мы проводили Тюменский всеобуч, потому что молодежь хотела побольше знать о нефтегазовой промышленности. И известнейшие люди — нефтяник Виктор Муравленко, геолог Юрий Эрвье, ученый Иван Нестеров, другие ученые — составили специальные брошюры, справочники, где простым языком рассказывали, что из себя представляет буровая, как бурят скважину, как добывают нефть и т. д. И только потом меня направили в Нижневартовск.

Палкой никого не загоняли

— Сегодня часто можно услышать такое мнение, что мол, никакого порыва, энтузиазма не было. Осваивать богатства Западной Сибири приезжали те, кто гнался за «длинным рублем», т.е, кому приказывали партийные начальники известной фразой: «Выполняй или партбилет на стол». Насколько это суждение справедливо?

— Я вот что скажу: понятно, что желание заработать было у людей, но не оно было главным. Ехали сюда в основном для того, чтобы на таком большом деле, как говорится, себя показать. Палкой сюда никого не загоняли.

Первый эшелон, который к нам на Север приехал, — это были специалисты высокой квалификации, с опытом работы в нефтегазовой отрасли. Скажем, бригада бурового мастера Геннадия Левина приехала в Нижневартовск из Куйбышевской области в полном составе. Естественно, дать им сразу жилье было невозможно. А они оставляли там хорошие дома и получали здесь вагончик, в лучшем случае — общежитие.

Насчет фразы про партбилет. Один пример. (Это было в Нижневартовске). По сей день забыть не могу того парня, который утром пришел ко мне в кабинет. Это было в августе. Сел он напротив меня и говорит, что получил квартиру в третьем микрорайоне, что все у него хорошо, мальчика недавно жена родила. Но в квартире холодно. Рассказал, что когда они сюда приехали, жили в вагончике. У них была дочка. Она умерла от пневмонии. «В этом были мы виноваты, — говорит он. — Не сберегли. А если мальчик умрет, кто, скажите, будет виноват?».

«Я буду виноват», — сказал я парню.

Через час собрал членов бюро и пригласил на заседание ответственных за работы на теплотрассе. Руководителям, от которых зависело решение этой проблемы, сказал: «Если к 1 сентября вы не подадите тепло, кладете мне на стол партбилеты». 30 августа тепло пошло. Потом пришел этот парень и сказал: «Спасибо, я понял, что власть у нас есть, и она сильная».

Был энтузиазм, было искреннее желание дать стране нефть. И ради этой цели люди мокли, мерзли, кормили комаров, терпели трудности.

Это можно назвать подвигом

— Сегодня многие не понимают, зачем нужно было гробить людей, технику и осваивать Север такой ценой. Неужели нельзя было сначала создать дороги, дома, а уж потом осваивать?

— В Западной Сибири, может быть, нужно было. Создавать базовые города, допустим, Сургут, Нижневартовск и оттуда вахтовым методом осваивать месторождения.

Мне, например, часто задают вопрос, зачем так «рванули» Самотлор. Казалось бы, логично, имея, по сути, гигантский резервуар нефти, использовать его как «заначку». Где-то стало плохо с добычей, открыли скважину, получили «дозу» и снова закрыли. Но тогда было задание: «Давай, давай!» Дали. Самотлор резко и ушел со 170 с лишним миллионов тонн добычи нефти в год до 20 миллионов тонн. Видимо, другого выхода не было тогда. В то время была гонка вооружений. Денег не хватало в стране…

— Сергей Дмитриевич, вы и сейчас много ездите по региону. Сильно за последнее время изменилась техника, технологии, быт нефтяников и газовиков?

— Конечно, сильно. Помню, в 2002 году в честь юбилея Виктора Муравленко на Федоровском месторождении решили пробурить памятную скважину. Скомплектовали бригаду из самых лучших сургутских буровиков, пробурили скважину, а затем собрали на Федоровке ветеранов отрасли. И я заметил как горели их глаза, когда видели они, что сегодня буровик работает в костюме, закрыт от внешних ветров и снегов, и на экране он видит все, что происходит на глубине.

Сейчас все иначе. Конечно, заграничные оборудование, техника, технологии — все это хорошо. Но главное, как мне кажется, не в этом. Нужно сохранить силу духа первопроходцев. Благодаря этой силе удалось им освоить этот суровый край. Думаю, что мы до сих пор в полной мере не можем осознать, как можно было за столь короткое время создать такую махину — ТЭК Западной Сибири. Это по всем меркам можно назвать подвигом.

Досье «АИФ»

Великопольский Сергей Дмитриевич. Президент Тюменского областного общественного фонда имени Виктора Муравленко. Один из участников нефтегазового освоения Западной Сибири. Был первым секретарем Нижневартовского горкома КПСС, занимался обустройством Самотлора. В 1980 был заместителем начальника Главтюменнефтегаза.Награжден орденом Трудового Красного Знамени, медалями. В прошлом году удостоен благодарности Президента Российской Федерации.

Интересные факты

  • 21 сентября 1953 г. Березовская опорная скважина дала первый мощный газонефтяной фонтан на территории округа.

  • В августе 1957 г. в Сургут прибыла геологоразведочная экспедиция во главе с Ф. К. Салмановым, первооткрывателем нефтяных месторождений Среднего Приобья.

  • 21 июня 1960 г. открыто Шаимское (Трехозерное) нефтяное месторождение — первое в Западной Сибири.

  • 21 июня 1961 года на территории Сургутского района вблизи небольшой деревеньки Усть-Балык заложен г. Нефтеюганск. Первое время он назывался поселок Партсъездовский.

  • 12 декабря 1963 г. образовано первое в Среднем Приобье нефтепромысловое управление «Сургутнефть».

  • 24–28 мая 1964 г. на Омский нефтеперерабатывающий завод по Оби двинулись первые нефтеналивные баржи из Мегиона, Усть-Балыка и Шаима.

  • 24 мая 1965 г. — открытие крупнейшего в Советском Союзе Самотлорского газонефтяного месторождения.

  • 25 июня 1965 г. рабочие поселки Сургут и Урай были преобразованы в города окружного подчинения.

  • 28 августа 1965 г. А. И. Микоян подписал указ Президиума Верховного Совета СССР «Об установлении ежегодного праздника «Всесоюзного дня работников нефтяной и газовой промышленности» в первое воскресенье сентября.

  • 11 сентября 1965 г. создано Главное Тюменское производственное управление по нефтяной и газовой промышленности («Главтюменнефтегаз»), которое возглавил В. И. Муравленко.

  • 9 марта 1972 г. указом Президиума Верховного Совета РСФСР рабочий поселок Нижневартовский преобразован в город окружного подчинения.

  • 10 июня 1978 г. на промыслах Западной Сибири добыта миллиардная тонна нефти.

  • 25 октября 1981 г. добыто два миллиарда тонн нефти с начала эксплуатации нефтяных месторождений.

  • В феврале 2000 г. — 7 миллиардов тонн нефти.

  • В сентябре 2004 г. — 8 миллиардов тонн нефти.

  • В июне 2008 г. — 9 миллиардов тонн нефти.

Юрий ПАХОТИН