Медиакарта
9:31 | 27 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Страшное было время. Военное…

Страшное было время. Военное…
08:47 | 01 сентября 2011
Источник: Наша жизнь

Архив Казанского районного суда. Здесь собраны подлинные документы по гражданским делам с 1935 года, по уголовным – с 1941 года. А вот на отдельной полке заняла своё место увесистая папка, материалы в которой датированы 1941–1944 годами. Страшное было время, военное. Но и в годы лихолетья совершались разные преступления. И за них требовалось отвечать по закону.

Листаю жёлтые странички, на которых от руки синими и чёрными чернилами написаны приговоры. И думаю о том, как в небольшой бревенчатой избе, где раньше располагался народный суд, судья зачитывает приговор: «Именем Российской Советской Федеративной Социалистической Республики…»

Эти исторические материалы свидетельствуют о том, что чаще всего в годы войны люди совершали кражи, не выполняли государственные планы, уклонялись от уплаты сельскохозяйственного налога, пользовались служебным положением, занимались спекуляцией. Регистрировались и убийства.

Вот несколько примеров.

«18 февраля 1941 года народный суд Казанского района Омской области в составе председательствующего судьи Логачёва, народных заседателей Афонасьевой и Литвинова при секретаре Шевелёвой рассмотрел в судебном заседании дело по обвинению Яношука Ивана Леонтьевича, рождённого в 1921 году, уроженца деревни Вакорина, русского, из крестьян-середняков, имущего (корова, свинья и другой скот имеется), малограмотного, беспартийного, обвиняемого по статьям 16-166 пункт 2 УК. Обвиняемый себя виновным признал. Обвиняется также Дацкевич Прокопий Андреевич, рождённый в 1907 году, уроженец Вакорина, русский, из крестьян-бедняков, имущий (дом, корова, тёлка), женат, на иждивении 4 человека. Малограмотный, беспартийный. Себя виновным признал.

Заслушав пояснения свидетелей, суд установил, что обвиняемые Яношук и Дацкевич вечером 26 января 1941 года сговорились между собой, совершили кражу овечек из гурта заготскота и 2 туши мяса…Сами обвиняемые не отрицают, состав преступления был установлен. Поэтому суд приговорил: Дацкевича Прокопия Андреевича и Яношука Ивана Леонтьевича подвергнуть к лишению свободы сроком на пять лет».

А этот материал датируется 21 сентября 1941 года.

« …обвиняется Кизеев Павел Никитович, 1901 года рождения, уроженец Тамбовской области, русский, из крестьян-бедняков, колхозник, работал председателем колхоза им.Калинина Гагарьевского сельского совета. Проживал в деревне Шадринке. Обвиняется по статье 107 УК. Суд установил, что Кизеев занимался крупной спекуляцией промтоваров массового потребления. Сам съездил в Москву, откуда привёз мануфактуру и готовое платье. Потом всё это продавал в деревне Шадринке по спекулятивным ценам, а именно простой ситец брал в магазине по 3 рубля, а продавал по 15 и 18 рублей… Кроме этого, обвиняемый купил пиджак у Огнёва и продал Фадееву за 285 рублей. А цена этому пиджаку примерно 125 рублей. Ещё обвиняемый продавал колхозникам кофточки по 30 рублей и ряд других товаров…

Суд приговорил Кизеева Павла Никитовича к 8 годам лишения свободы с конфискацией части имущества…».

«Суд, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по обвинению Беликова Николая Дмитриевича, 1892 года рождения, уроженца Орловской губернии, из крестьян-середняков, русского, грамотного, женатого, на иждивении 2 человека, проживает в деревне Вознесенке, единоличника, но иногда работающего в колхозе, судимого, военнообязанного, служил в царской армии с 1914 по 1917 год, имеет 2 коровы, 2 овцы, избу с сенями и надворными постройками, установил, что Беликов сознательно не выполнял госпоставки, возложенные на его хозяйство. Как-то не выполнено: зерновых культур недодано 91 кг за 1940 год, картофеля – 6 центнеров, мяса – 72 килограмма и денежных платежей – 849 рублей. Вину свою Беликов полностью признал, но пояснил, что не выполнял потому, что нечем было. Суд считает, что он мог вполне рассчитаться с государством, так как имел на это возможность: работал столяром, заработок приличный, и кроме этого, имел 2 коровы, 2 овцы. Суд приговорил: обвиняемого Беликова Николая Дмитриевича к 5 годам лишения свободы…».

«…обвиняется Крюков Лука Михайлович,1904 года рождения, уроженец с.Казанского, неграмотный – беспартийный. Суд установил, что обвиняемый – член колхоза «Новая жизнь», выполнял работу по заданию правления колхоза в качестве учётчика-заправщика тракторного парка с августа по ноябрь 1941 года, для выполнения указанных работ имел у себя на руках закреплённую правлением колхоза лошадь. Обвиняемый Крюков имел полную возможность эксплуатации колхозной лошади и свободного доступа к колхозному зерну и государственному горючему. Обвиняемый все эти возможности использовал для личной надобности, как-то горючее вместо подачи на машину присваивал себе. Проезжая мимо колхозного хлеба на токах, занялся хищением последнего, что и обнаружили в квартире Крюкова колхозного добра, спрятанного в подпол избы (97 центнеров хлеба, 32 литра керосина и 5 килограммов солидола). Крюков признал себя виновным частично, сказав, что овёс и керосин краден, а остальное он получил на трудодни. Суд приговорил: обвиняемого Крюкова Луку Михайловича подвергнуть мере уголовного наказания на 4 года».

«…обвиняемый Крючков Дмитрий Тимофеевич, уроженец Благодатновского сельского совета, из крестьян-бедняков, работает в Ильинской МТС механиком по комбайнам. Проживает в селе Ильинке, имеет избу, корову, жену, пятерых детей. Член союза МТС. Через показания потерпевших и объяснения самого обвиняемого судом установлено, что Крючков, не имея прав управления автомашиной, по приказанию директора МТС 3 ноября 1941 года делал рейс в Ишим за горючим. На обратном пути из Ишима в Казанку Крючков посадил 6 человек пассажиров, выехал за город, посадил пассажирку Соколову. В деревне Ларихе посадил пассажирку Малахову, с которой взял 10 рублей. И около Казанки с пассажиром распили чекушку и поехали в Казанку. На пути следования машину вёл Крючков. Он наехал на корову. Не доезжая Селезнёвой, на мостике допустил аварию. Из кузова машины пассажиры все повылетали, Соколова вылетела через кабину, отчего получила временную нетрудоспособность, т.е. увечье левой руки. Вину свою Крючков признал, но сказал, что водку не употреблял, а был слабый из-за того, что не спал трое суток. Когда доехал до мостика, то уснул, отчего получилась авария и увечье пассажирки Соколовой. Суд приговорил: обвиняемого Крючкова Дмитрия Тимофеевича подвергнуть мере уголовного наказания – к лишению свободы сроком на 5 лет».

В конце августа 1941 года судили Анну Яковлевну Шеломенцеву. «Она, не имея никакого специального образования, и в самых антисанитарных условиях на полу в избе произвела гражданке Петровой аборт, после которого Петрова, проболев 2 недели, умерла. Судмедэкспертом установлено во время вскрытия, что смерть Петровой произошла от подпольного криминального аборта при значительной беременности. Обвиняемая рассказала, что производством абортов в антисанитарных условиях занимается давно и уже была за это осуждена в 1934 году на 2 года. Суд приговорил Шеломенцеву Анну Яковлевну к 5 годам лишения свободы».

«Суд рассмотрел в открытом судебном заседании по обвинению Пургиной Варвары Петровны,1915 года рождения, проживающей в деревне Кугаево Казанского района, русской, малограмотной, беспартийной, члена колхоза им.Ленина, имущей, семейной. Она обвиняется по статье 136 УК за умышленное удушение рождённого ею ребёнка.

Гражданка Пургина В.П. имела внебрачную беременность от сожительства с Баналистом Иваном Филипповичем при отсутствии её мужа. Баналист предупредил Пургину, что не будет помогать ей в содержании ребёнка. Тут вернулся муж из РККА. Обвиняемая решила освободиться от новорождённого путём его удушения. Суд приговорил: Пургину Варвару Петровну подвергнуть лишению свободы сроком на 8 лет».

Интересно подметить тот факт, что гражданка Пургина обращалась с кассационной жалобой в судебную коллегию по уголовным делам Омского областного суда. Но приговор Казанского народного суда был оставлен без изменений.

Автор: Тамара НОСКОВА