Традиционные учебно-тренировочные занятия по устранению розлива нефти в Уватском районе начались 24 августа со сбора техники на базе ЛПДС «Уват». Впрочем, таким начало учений было лишь для сторонних наблюдателей.
На самом деле, буквально в считанные секунды после обнаружения условного нефтяного пятна, оперативный персонал станции оповестил диспетчерские службы Тобольского управления магистральных нефтепроводов и ОАО «Сибнефтепровод», после чего специалисты немедленно произвели условную остановку нефтепровода, а также собрали патрульную группу и ремонтную бригаду.
Надо сказать, что учения для нефтяников - это прежде всего проверка готовности к чрезвычайным ситуациям и того, насколько быстро, а главное, слаженно они умеют взаимодействовать с другими службами, такими как МЧС и полиция.
Итак, после подачи сигнала о появлении нефтяного пятна на реке Выя службы экстренного реагирования определили участок повреждения и совместно с бойцами МЧС и ДПС выехали на место устранения аварии.
Уже через несколько минут на берегу начали разворачивать боновые заграждения «Барьер-30», которыми перегородили реку для предотвращения дальнейшего распространения нефти и загрязнения окружающей среды.
Естественно, заграждения установили там, где пятно нефти из-за течения должно было появиться несколько позже.
Плавучие элементы боновых заграждений, изготовленные из эластичного вспененного полиэтилена, растянули в три полосы, после чего к работе приступили скиммеры «Комара-20», состоящие из аппаратов-сборщиков нефти и гидравлических насосов для ее перекачки в специальные резервуары.
«Учения по устранению последствий порыва нефтепровода в районе 343-го километра на подводном переходе в районе реки Выя проводятся с целью проверки выполнения личным составом и техникой плана по ликвидации аварий, - рассказывает начальник Тобольского УМН ОАО «Сибнефтепровод» Андрей Анатольевич Ходосевич. - В зависимости от результатов тренировки данный план будет откорректирован или подтвержден, чтобы максимально уменьшить отрицательное влияние подобных чрезвычайных ситуаций на окружающую среду.
Ориентировочно в акваторию реки Выя попало 620 кубометров нефти, которые необходимо собрать, остановив при этом распространение нефтяного пятна по поверхности воды.
После локализации и сбора нефти специальными агрегатами ее перекачают в мобильные емкости каркасного типа «ВХН», а уже оттуда вакуумная машина отвезет нефть на ЛПДС «Уват». Там эта обводненная и загрязненная нефть будет отстаиваться в отдельных резервуарах, а после очистки вновь попадет в трубу нефтепровода.
На этом устранение аварии должно быть закончено, и я думаю, что наши специалисты успешно справятся с поставленной перед ними задачей, а значит, есть уверенность в том, что они полностью готовы к любым экстремальным ситуациям подобного рода».
Одновременно с подготовительными работами в этот день проводилась организация электроснабжения, связи и развертывание вагон-городка. А параллельно со сбором нефти здесь же трудились сотрудники экологической службы.
«Наша задача - это контроль объектов экологического мониторинга, которые находятся на территории деятельности УМН, - говорит начальник эколого-аналитической лаборатории Тобольского УМН Наталья Анатольевна Бакланова. - Сегодня мы присутствуем на учениях, чтобы отслеживать состояние атмосферного воздуха, почвы и воды в зоне условной аварии. Для этого вначале берем пробы, которые затем отправляем непосредственно в лабораторию, где проводится химический анализ по ряду показателей.
Добавлю, что наша лаборатория аккредитована и включена в государственный реестр, то есть результаты проведенных в ней исследований не подлежат сомнению и могут быть оспорены лишь в судебном порядке».
Помимо непосредственных ликвидаторов аварии, на месте учений присутствовали заместитель начальника
Главного управления МЧС России по Тюменской области А.В. Попейко, заместитель главного инженера по промышленной безопасности ОАО «Сибнефтепровод» С.В. Сабаров, начальник ЛПДС «Уват» А.С. Зиновьев, а также другие руководители и специалисты.
На заключительном этапе тренировочных занятий нефтяники отмыли береговую полосу при помощи специализированного судна «Катамаран», а затем группа экспертов приступила к анализу проведенных учений и их оценке.