Несмотря на неоднократные обращения к жителям области и разъяснения в средствах массовой информации, в отделы полиции УМВД России по Тюменской области продолжают поступать жалобы граждан по фактам мошенничества и завладения денежными средствами.
От общего количества зарегистрированных преступлений по фактам мошенничества доля мошенничеств, совершённых по телефону, составляет 25,1%. Раскрываемость таких преступлений за последние полгода возросла на 45,4%.
Анализ раскрытых уголовных дел свидетельствует о том, что лица, привлеченные к уголовной ответственности за совершенное мошенничество, были ранее судимы за совершение имущественных преступлений и не имели легального источника дохода. Например, 23-летний молодой человек, отбывая наказание в исправительной колонии г. Ишима за квартирную кражу, решил попробовать свои «силы» на поприще телефонного мошенничества. В итоге на его счету 57 преступных эпизодов. 74 преступных эпизода было доказано 29-летнему мужчине, который совершал преступления в отношении жителей города Тюмени, находясь в следственном изоляторе, куда попал за совершение мошенничества в крупном размере.
Самым распространенным видом мобильного мошенничества по-прежнему остаются звонки гражданам о ДПТ, якобы совершенных их родственниками. Не убедившись в достоверности информации, граждане отдают или переводят деньги на счет аферистов и только после этого обращаются в полицию, теряя драгоценное время.
Такие преступления совершаются не только в пределах родного села. Звонки поступают из региона в регион, и этим усложняется процесс установления преступников. Так, на телефонный номер гражданки Х., находившейся на территории Уватского района пришло смс-сообщение: «Ваша банковская карта будет приостановлена. Тел.: 89……….», после чего гражданка Х. позвонила по номеру, указанному в смс-сообщении, по телефону ей ответил мужчина, который представился работником банка, а именно сотрудником службы технической поддержки и, объяснив ситуацию, начал разъяснять Х., что ей нужно делать. А именно, он отправил женщину к ближайшему банкомату, где она по указанию, якобы сотрудника службы технической поддержки банка, вставила свою банковскую карту в банкомат, ввела пин-код, совершила все действия, которые ей диктовал неизвестный. Только после того как на чужой абонентский номер оператора связи «МТС» было положено 20 тысяч рублей, она поняла, что её обманули.
Еще один популярный способ «изъятия» накоплений у граждан связан с банковскими картами. Незнакомец представляется сотрудником банка и сообщает, что якобы срок действия банковской карты абонента закончен, в связи с чем счет будет заблокирован. Чтобы его разблокировать, необходимо подойти к банкомату и совершить несколько комбинаций по набору цифр. В результате деньги с карты переводятся на счет неизвестного абонентского номера сотового оператора. При этом потерпевшего просят продиктовать номер квитанции об оплате телефонного номера и в течение нескольких часов не пользоваться банковской картой. Это время мошенники используют для того, чтобы полностью опустошить счет доверчивого гражданина.
Так, гражданке М., проживающей на территории Уватского района на сотовый телефон пришло смс-сообщение следующего содержания: «Ваша банковская карта заблокирована. Зафиксирован вывод наличных денег, остаток 0,06 RUR. Срочно позвоните в службу безопасности по номеру (937) 1…..4». После этого гражданка М., следуя указаниям «работника службы безопасности банка», перевела со своей банковской карты на неизвестный абонентский номер оператора связи «Билайн» 36 тысяч рублей и только после этого поняла, что ее обманули.
Новый вид мошенничества: сотрудник компании сотового оператора, связью которого вы пользуетесь, сообщает, что якобы заканчивается срок действия вашего тарифного плана. Чтобы не блокировать сим-карту, необходимо подойти в офис сотового оператора или набрать определенные цифры на сотовом телефоне (что, конечно, устраивает всех). А после набора цифр весь денежный баланс, находящийся на вашем телефоне, исчезает.
А самые «свежие» способы обмана: SMS-сообщение с предложением посмотреть ММС-сообщение или картинку, которые вам будто прислали друзья, родственники и знакомые (в результате никакое сообщение не откроется, зато полностью опустеет баланс), или покупки чего-либо через Интернет. Так, несколько жителей Тюменской области уже стали жертвами аферистки из другого региона, которая в буквальном смысле продавала кота в мешке. Разместив объявление в сети Интернет о продаже породистых котят и щенков с родословной, женщина просила через Сбербанк либо блиц-переводом оплатить часть покупки. Оставшиеся деньги покупатели должны были передать ее водителю «при доставке товара». Однако, перечислив деньги, тюменцы так и не увидели обещанных котят и щенков.
Чтобы не стать жертвами мошенников, сотрудники Отдела полиции России по Уватскому району при поступлении подобных звонков и сообщений рекомендуют гражданам:
-
убедиться у родственника, действительно ли он совершил противоправное деяние и где он находится;
-
спросить, где именно произошло ДТП, позвонить по территориальности в Отдел полиции и получить полную информацию;
-
немедленно набрать «02» и сообщить о вымогательстве денег;
-
при звонке лиц, представляющихся сотрудниками различных организаций или учреждений, попросить их представиться, спросить юридический адрес и номер телефона, самому перезвонить в данную организацию (в случае с банковской картой позвонить на телефон, номер которого указан на банковской карте, в случае с сотовым оператором - позвонить самому в сотовую компанию).
Будьте внимательнее, не попадитесь в руки мошенников!