Четвертого сентября моей бабушке Сауре Маликовне Исматуллиной исполняется 75 лет. И это, согласитесь, хороший повод выразить дорогой имениннице свою признательность и любовь.
Сколько переслушано мною интересных ее рассказов, - кажется, можно написать книгу. Уже будучи на пенсии, оставшись без другой своей половинки, переехала она к нам, из Тукуза в деревню Индери, и жила десять лет, пока семейные обстоятельства не привели ее в райцентр.
Там, в Индерях, мы любили с ней побеседовать на кухне. Присев бочком к теплой печке, бабушка всегда что-то вязала – рукавички, носки, шарфы. И, как мягкая нить клубка, лился неторопливый ее рассказ.
Родилась она в селе Куларовское, в большой крестьянской семье. С детства мечтала стать медиком и стала им. В 1956 году, окончив Тобольское медучилище по специальности «акушер», приехала по направлению в село Тукуз. Здесь и увидел ее Ибрагим Исматуллин, первый парень во всей округе, и был, как говорится, сражен наповал красотою приезжей девушки. Да и кого могла оставить равнодушным необычная ее внешность! Косы чуть ли не до колен, причем очень редкого для сибирских татар каштанового цвета – это шведские гены, как гласит наше родовое предание. «Она будет моей», - заявил Ибрагим. Но пришлось ему поухаживать за медичкой-красавицей очень долго, пока все же не услышал: «Да».
И семья у них получилась очень крепкая, дружная. Пошли один за другим дети – Галия, Гали, Михат, вторая Галия (моя будущая мама), Уразмухамет.
Тридцать с лишним лет проработала бабушка на Тукузском фельдшерско-акушерском пункте. Сколько больных прошло через ее умелые руки, сколько рожениц... В трудовой книжке значатся только две записи: «Принята на работу…» и «Уволена в связи с выходом на пенсию». Не часто встретишь человека, который был бы так предан своей работе, так верен своему врачебному долгу, как наша бабушка. В любое время дня и ночи вызывали ее к больным, приезжали издалека. Подхватив саквояж, что всегда стоял наготове, уходила она на вызов. И самой ей все еще снятся медицинские сны. Будто едет в санях куда-то, а метель – не видать ни зги. Или в лодке плывет по речке, как бывало когда-то плавала в бездорожье до Заболотья, до деревни Малый Уват, что стоит как на острове. И по нынешний день туда трудно попасть, выручают лишь вездеходы да моторные лодки. Что меня поражает – ее ясная память. Все давнишние эти случаи в пересказе ее звучат как совсем недавние новости. И порою даже не верится, что прошло столько лет. И что первые те младенцы, которых она принимала как акушерка, давно сами деды и бабушки.
По стопам своей родительницы пошел ее старший сын, Гали Ибрагимович, которого в Вагайском районе знают как главного врача районной больницы. А ныне он главный врач – генеральный директор ООО «Центр восстановительной медицины и реабилитации «Ахманка». Конечно, покойный отец тоже бы сейчас гордился бы своим талантливым сыном.
Есть в нашем роду еще один медик, пока, правда, студент, нынче окончивший второй курс Тюменской медицинской академии, мой двоюродный брат Флорид.
Дети же Гали Ибрагимовича выбрали «Финансы и кредит». Старший, Марат, уже работает по данной специальности, младший, Дамир, студент, перешел на 3 курс Тюменского государственного университета.
Еще один мой дядя, Михат, живет на Севере. Старший его сын, Ринат, недавно начал свою трудовую деятельность в должности юриста в г. Салехарде. А младший, Ильшат, готовится к осеннему призыву, собирается в армию.
Моя мама, Галия Ибрагимовна, четвертая в «ребячьей лесенке», выбрала педагогическую стезю. Окончив ТГПИ им. Д.И. Менделеева, приехала в Индерскую школу, которая была тогда 8-летней, потом стала 9-летней. Семнадцать лет проработала там заместителем директора по учебно-воспитательной работе. И без малого два десятка лет вела русский язык и литературу. Но в 2005 году школу реорганизовали в начальную, пришлось маме податься в Тюмень, где и работает по своей специальности, учителем русского языка и литературы. Имеет высшую категорию. Ученики, коллеги и родители очень уважают ее и ценят.
Высшее педагогическое образование получил и самый последний бабушкин сын, Уразмухамет. Но долго в школе не продержался. Предпочел идти в водители и ездит на Север «вахтовиком». Его дочь, Людмила, успешно учится на историческом факультете Тобольской государственной социально-педагогической академии.
И я тоже являюсь студенткой этого вуза. У меня уже четыре года педагогического стажа. Работала учителем начальных классов Черноковской средней школы.
Моя двоюродная сестра Элеонора окончила нынче 11 классов и поступила в торговый техникум.
Так что на родовом древе Исматуллиных добавилось за прошлый век и начало нынешнего много новых веточек – шестеро детей, восемь внуков и один пока правнук, мой сыночек Вильдан, которого, мне кажется, бабушка любит больше всех. Впрочем, щедрой ее любовью не обделен никто из нас. Мы зовем ее нэнэ, что по-русски бабуленька. Очень любим бывать у нее, в доме дяди Гали. И, как раньше, наша бабуля всех встречает вкусной стряпней – пирогами и беляшами, с пылу, с жару, которыми невозможно наесться. А какие у нее пельмешки – просто тают во рту.
Моя бабушка – добрейшей души человек. Думаю, со мной согласятся все, кто знает ее по работе в Тукузе и по жизни в Индерях, где нередко к ней люди шли будто к штатному медику, чтобы измерить давление, поставить укол, спросить какого-то совета. Помнится и случай, когда принимала роды на дому.
К ней же нередко бежали за помощью, когда что-то неладное происходило со скотиной, поскольку до ветработников неблизко. Она и свою коровушку нам однажды спасла, когда у той начался мастит.
Мне, конечно же, очень хочется, чтобы это добро и ее бескорыстие возвращалось тоже добром. Но, увы, бывает по-всякому. Даже в близкой родне. И ведь что удивительно, она это прощает. Говорит, что таить обиды – это значит копить болезни. Вот такие уроки получаем мы от нее.
Дорогая наша нэнэ, ты наш ангел-хранитель, наш источник всего хорошего. Как волшебный магнит, собираешь ты всех воедино, в одну семью. А ведь это так важно.
Знай, что ты нам очень нужна. И мы все тебя любим!
Резеда МИРАСОВА, внучка
Фото из семейного архива