Никто не возьмется сосчитать, сколько в нашей стране семей, где до сих пор помнят погибших воинов той страшной войны, где бережно хранятся пожелтевшие фотографии молодых безусых парней, на долю которых выпала великая миссия: собственной жизнью спасти Отчизну.
Вот и у нас, в родительском доме, как икона, как святыня – на самом почетном месте всегда висела фотография молоденького бравого сержанта с орденом Славы на груди. Это старший брат моей матери Яков Егорович Сергеев.
Вот что мне о нем известно: родился в 1926 году в деревне Сплывайка, рос озорным, признанным сверстниками лидером. В затеваемых деревенской ребятнёй борцовских состязаниях, всегда был победителем.
Во время войны выучился на механизатора, сел за рычаги трактора. Работа доводила до слёз. Особенно туго пришлось парню осенью, когда приходилось поднимать зябь в жуткие морозы. Трактор постоянно ломался, особенно часто выходили из строя вкладыши коленвала. Приходилось лезть под трактор на заледеневшую землю, замерзшими руками отвинчивать гайки, снимать картер, устанавливать новые вкладыши. Сделанный наспех костерок из соломы быстро угасал, не давая согреться. Буквально через 2-3 часа все повторялось снова. Неминуемые при такой работе ссадины присыпались просто землей. На отдых не приходилось рассчитывать, ведь нужно было выполнить норму, за невыполнение которой можно было и угодить в тюрьму.
Дома тоже ждала безрадостная картина. Здоровому, растущему организму требовалась полноценная пища, еды же было только чтобы не умереть с голоду, да и едоков – полон дом малышни. Отец Егор Степанович с первых дней войны – на фронте. Мать Ксения Михайловна – с утра до ночи на колхозной ферме. А с полей боёв – вести тревожные. И задумал парень уйти на фронт. Прибавив себе год, был призван.
Служил в подразделении разведки танковой части, основной задачей которой была добыча языка. Приходилось ходить в тыл врага, участвовать в рукопашных схватках, потом на себе тащить связанного фрица. Беспощадно бился с врагами исетский паренек, потомок уральских казаков, некогда освоивших Приисетье и сделавших его своей родиной. Бился за свою малую родину, за родную Сплывайку, бился, не жалея сил. В письме он писал: «Мама, сам не знаю, откуда только у меня берется сила побеждать этих жирных фрицев в рукопашных схватках». После нескольких удачно проведенных вылазок, был награжден орденом, представлен к очередному званию. Своей радостью поспешил поделиться в письмах домой. Прислал, как полагается, геройское фото. Через непродолжительное время пришло очередное письмо с сообщением, что представлен за геройство снова к ордену.
К сожалению, оно было последним. Следующим известием была похоронка.
Погиб смертью храбрых в боях за освобождение Польши 14 января 1945 года.
И таких парней с похожими судьбами было много. Биографии их очень коротки, но то, что они смогли совершить за свои юные годы, еще многие поколения будут описывать как необъятную историю мужества. Ведь своим геройством они обрели себе бессмертие.
Вечная им память!
В.ВЕШКУРЦЕВ, с.Исетское