Медиакарта
0:07 | 21 декабря 2024
Портал СМИ Тюменской области

Емуртлинская слобода в XYIII веке

13:32 | 06 сентября 2011
Источник: Знамя правды

Емуртлинская слобода в XYIII веке

Самое полное упоминание о Емуртлинской слободе, имеющееся в ЦГАДА, относится к 1740 году, когда из Ялуторовской канцелярии была направлена «Ведомость» в Академию Наук для профессора Герарда Фридриха Миллера, занимавшегося историей Сибири. В ней сказано, что «оная Емуртлинская слобода поселена в прошлом 1786 году по указу великих государей царей и вяликих князей Иоанна Алексеевича и Петра Алексеевича жилецкими людьми Афонасием да Иваном Давыдовыми, а данной грамоты в той слободе не имеется, понеже имелась в Моревой деревне у крестьянина Алексея Морева, а в прошлом 1739 году декабря 24 дня при взятье оных Моревых в расколе при горении их пустыня згорела». (ф. 199 «Портфели Г.Ф. Миллера», оп. 2, № 864, ч. 2, л.198.)

Для обороны от башкирцев, совершавших нападения на русское оседлое население в 1718 и 1733 гг., слобода была обнесена оборонительными сооружениями: «В одной Емуртлинской слободе имеется крепостное строение кругом слободы заплот, лежачей в столбах по положенных местах и по мере четыреста двадцать семь сажань два аршина с половиной. Во средних башнях проезжая: и оной заплот строения крепкого, а круг заплота надолбы и рогатки и выкопан ров, а оной заплот построен в 733 году.

Город малой рублен обломами и крыт драняцами по паложения места и по мере сто тридцать две сажени одна половина аршина, всредине башни проезжая и оной город строения крепкого, а в нём церковь двадцать три сажени одна половина аршина, а построена та церковь в прошлом 718 году по благословению великого господина преосвященейшего Фёдора Митрополита а оной город рублен в 718 году».

Емуртлинская слобода имела и свою артиллерию: «Имеетца в той слободе три пушки чугунные, в том числе одна полтретьи фунтовая да четверть железная, вторая двух фунтов, третья одно фунтовая, да четвёртая железная. Пороху пушечного два пуда тридцать два фунта с половиной, ручного мелкого один пуд восемнадцать фунтов. Ядер чугунных больших полтретья фунтовых сто восемьдесят шесть, средних двуфунтовых двести, малых фунтовых семьдесят, малых свинцовых в том числе у них залито железо, а в них весу двадцать фунтов свинцу весом два пуда, дроби железной двадцать пять фунтов, трещётка к малым пушкам одна, фитиль два фунта. В одной Емуртлинской слободе имеется форпост для обережения от неприятельских людей, а определяетца из Црева-Кургану и из Сибирского драгунского полку обор и ундер афицеры з драгуны и с выписными из крестьян и разночинцев казаками. Имеются стеновые на башнях и отъезжие в степную сторону за крестьянскими пашнями Караулы». (там же, лл. 198 об. – 200).

Строительство укреплений вокруг Емуртлинской слободы было во многом вызвано набегами башкирских феодалов на крестьян соседних со слободой деревень. Имеющаяся в нашем распоряжении «Ведомость» Ялуторовской провинциальной канцелярии даёт описание всех этих набегов с указанием ущерба. Так, в 1703 году была разорена деревня Архипова, в 1708 году – Бердюгина, в 1713 году – Ренёва, в 1724 году – Морева и Нерпина, в 1726 году – Ренёва, в 1737 году – деревни Морева, Нерпина, Ренёва, в 1738 году – Морева. (там же, лл. 200 об. – 201 об.). В 1740 году во время башкирского восстания отряд башкиров и киргизкайсаков подошёл к Емуртлинской слободе, но был разбит казаками и крестьянами «во 150 человеках». (см.: Материалы по истории Башкирской АССР. Т.1, № 194, к. 465).

Емуртлинская слобода была населена в основном государственными оброчными крестьянами и разночинцами. В 1740 году в слободе и окружающих его шести деревнях проживало «шестьсот тридцать душ, в том числе умершие и взятые в солдаты, от казачьи орды и от воров Башкирцев убитые и взятые в полон и выведенные к дворянину Демидову на Невьянские заводы, а с них подушных денег збираетца в год по рублю по пятидесяти копеек. Шестьсот девяносто три рубля. А хлебов с них збираетца в год семьдесят восемь четвертей шесть четвериков. А исполненных в подушный оклад, которые после подушной переписи родились, в том числе драгунских отставных, драгунских разночинных, крестьянских детей имеется числом триста шестьдесят пять человек… А сверх подушного окладу збираетца с тех крестьян четвериковаго провианта ржи и муки по четверику з души всего по 42 четверти на продажу. В ту слободу ставитца казённое вино с Усть-Миясских винокуренных заводов в год вёдер до ста на крестьянских подводах». (ф. 199, оп. 2 № 481, ч. 2, лл. 193-193 об., 201 об.). Емуртлинская слобода упоминается и в третьей ревизии за 1762 год по Ялуторовскому дистрикту, где есть ссылки на более раннюю перепись 1747 года: «В Емуртлинской слободе положенных в подушной оклад в последнюю ревизию состоит крестьян 284. После оной прибылых 26 человек, вновь рождённых являлось – 100. Всего 410 человек. Из вышеписанных числа выбыло: умерших – 49, взятых в рекруты – 13, в бегах – 1, высланных в Колыванские заводы – 13, выехавших в Ысетскую провинцию – 1, переведённых в город Кузнецкую слободу – 60, отчисленных в ландмилицию казаков шесть, отставшие от набору ландмилицкого восемь, переведённых на Красный Яр – 10, выехавшие в разные Емуртлинской слободы деревни – 39. Итого выбыло – 188. За тою выселою в подушном окладе состоит 222 души». (ф. 350 «Ландратские книги и ревизские сказки», оп. 2 № 4199).

Известно, что крестьяне Емуртлинской слободы приняли участие в восстании Пугачёва, о чём сообщалось в специальной ведомости из Сибирской губернской канцелярии к генерал-аншефу П.И. Панину: «Емуртлинская слобода составляющая с шестью деревнями в 40 душ. Во время начавшегося по Ялуторовскому дистрикту в крестьянах бунта той Емуртлинской слободы жители, согласясь, чтоб и той слободе повиноваться к злодейской стороне и все взбунтовалися и выбрав из крестьян в козаки кау пикеты около слободы, к непропущению военных команд удержали. Так же и злодейские толпы посылали, а когда из Кизацкой слободы майор Сарманов, прибежав в Емуртлинскую уповая оную в непоколебимости приказывал крестьян собираться и вооружаться, штоб они взяли Кизацкую слободу, то сей Емуртлинской слободы крестьяне не только не послушали ево, Сарманова, но помогли Кизацкой слободе крестьянам ево захватить и обще купно предали ево к злодеям». (ф. 1274 «Панины-Блудовы», оп.1, № 179, л. 656).

О. Г. САНИН, архивист II категории.

Автор: О. Г. САНИН, архивист II категории.
Теги: АПК