Я горжусь своим дедом
Хочу рассказать о нелёгкой судьбе своего деда-фронтовика. Он испытал и горечь поражений в боях, и унижение плена, но сумел выжить там, где это казалось, невозможным, и вернулся домой.
Дед мой – Степан Лукич Бородин – был человеком скромным, почти не рассказывал о том ужасе, через который ему пришлось пройти.
Степан Лукич родился 9 января 1923 года в семье крестьянина. Закончил три класса сельской школы. Когда началась война, он уже служил рядовым в 783 полку 229-й стрелковой дивизии. Через год на него пришла похоронка. Все считали его погибшим. Но в 1947 году дедушка вернулся домой живым.
По его рассказам мы узнали, что он под Воронежем попал в плен. Пять человек стрелковой группы были окружены. Бойцы отчаянно отстреливались, четверо погибли. Дедушку оглушило взрывом гранаты, очнулся он уже в плену.
…С утра до позднего вечера военнопленные работали, многие не выдерживали и умирали. Ночами с товарищами по несчастью дедушка обдумывал план побега. И однажды им удалось осуществить задуманное. Они бежали по полям и лесам, оглядываясь назад. По следам беглецов немцы пустили собак. Поймали. Очень сильно избили и вернули в лагерь. Это была первая попытка вырваться из плена.
После этого дедушку и ещё несколько человек перевезли в другой концлагерь. Здесь условия для выживания были ещё хуже. Но дедушка верил, что убежит и вернётся домой. Из этого лагеря он тоже пытался совершить побег, но немцы поймали снова.
В 1945 году дедушка находился в концлагере в Польше, отсюда его и освободили советские войска.
После освобождения было не слаще. Степан Лукич попал в фильтрационный лагерь, где долго подвергался проверкам. Его и несколько человек хотели расстрелять как предателей Родины. Их поставили в ряд возле ими же выкопанной ямы. Офицер ходил и срывал звёздочки с пилоток и вместе со звёздочками рвал и волосы, и кожу.
Дедушка уже прощался с жизнью, но в это время пришёл солдат и передал приказ об отмене расстрела.
Дедушка вернулся в родную деревню, обзавёлся семьёй, проработал всю жизнь в колхозе. Они с женой родили и воспитали восьмерых детей. Наша семья насчитывает тридцать четыре человека.
Мы все храним память о замечательном человеке – Степане Лукиче Бородине, который в плену хранил верность своей Родине, проявляя стойкость и мужество. Дедушка гордился своей медалью «За победу над Германией», и с этой наградой он был похоронен на кладбище деревни Лескова 16 июня 1983 года.
Я не застала своего деда: он умер раньше, чем я родилась. С портрета на меня смотрят добрые, полные горечи переживаний глаза мужественного человека. Совсем недавно стали говорить открыто о людях, побывавших в плену. Раньше умалчивали о них. Так не должно быть. Я уверена, что окажись мой дедушка на месте Александра Матросова, он тоже бы поступил именно так, совершив подвиг. Но и в своей ситуации он проявил героизм. Я горжусь своим дедом: в нечеловеческих ситуациях он не сломался – выстоял.
Оксана БОРОДИНА, одиннадцатиклассница Коркинской школы.