Странной, парадоксальной была эта война, длившаяся всего 105 дней - с 30 ноября 1939 г. по 13 марта 1940 г. и унёсшая 127 тысяч жизней советских людей…
В этой статье мне хочется рассказать историю одной семьи, которая потрясла меня, и показать её связь с историей нашей страны.
Эта семья талантливых молодых людей сложилась в г. Кокчетаве Казахской Советской Социалистической республики в июле 1938 года, когда мужу - Головашову Петру Ивановичу не было ещё и 20 лет, а жене - Паникаревой Александре Акимовне только едва исполнился 21 год. Любовь, мечты, планы на будущее – всё впереди!
Всё начиналось прекрасно: удачно складывалась карьера, отличными были отношения. С августа 1933 года (Петру не было ещё 15 лет) по 15 ноября 1939 года он - работник по найму, счетовод Кокчетавского РПС, курсант Алма-атинского кооперативного техникума (там и познакомился со своей женой), инструктор-организатор советской кооперативной торговли, бухгалтер, экономист-плановик, 25 августа 1939 года ему присвоено звание "Стахановец потребкооперации", а молодому человеку всего 20 лет.
Член ВЛКСМ, член Осоавиахима, член профсоюза, участник Всесоюзной переписи населения 1939 года, 1 июня 1939 года Постановлением N 775 Совета Народных Комиссаров СССР ему объявлена благодарность за участие в ней, а ему всего 20 лет.
Какая стремительная производственная карьера, какой стремительный взлёт в общественной жизни, а ему всего 20 лет.
Каких вершин мог бы достичь этот юноша-муж, юноша-отец (ведь 22 июня 1939 года в этой счастливой семье родилась доченька – Лидушка)…
Но 15 ноября 1939 года его призывают в ряды РККА. Следуя к месту службы, молодой муж и отец с завидной регулярностью и при каждой возможности пишет письма своей семье. На тетрадных листочках, почтовых карточках, четвертушках бумаги простым карандашом, но каллиграфическим почерком с любовью к жене и дочери написаны эти письма.
Читая их (с разрешения хозяйки Уминской Лидии Петровны), я испытала сильное душевное волнение и почти шоковое потрясение: какой бы мог получиться из этого человека муж, отец, семьянин, человек, но…
Позволю себе процитировать некоторые письма, а вы, читатели, делайте выводы сами.
«12 ноября 1939 года. Здравствуйте, милая жёнка и дочка, примите пламенный привет от мужа-отца! Пришла повестка в РККА на 15 ноября… Целую 1000000000 раз тебя и дочку. Пиши больше о Лидочке, о том, как растёт.»
«16 ноября 1939 года. Шура, почему ты пишешь, что мы, может быть, не увидимся совсем… Неужели со мной что-нибудь может случиться в РККА? Нельзя так думать… Мы, конечно увидимся через 2 - 3 года… Пиши больше о себе и Лидочке. Целую.»
«24 ноября 1939 года… проехали Курган, Киров, двигаемся на запад. Служить будем недалеко от Москвы.»
«12 декабря 1939 года… я одет в шлем, зелёную гимнастёрку, зелёные брюки–галифе, а ботинки - с обмотками, сплю на соломенном матрасе и соломенной подушке… Целую, ваш муж и отец.»
«13 января 1940 г. Мне пока не пиши, так как в скором времени буду менять место жительства. Поняла? Пока не знаю, где будет моё новое место. Береги Лидушку и пиши о ней подробнее…»
«24 января 1940 г. Шура! Милая Шура! Не забывай, что я твой муж и отец Лидочки, терпеливо жди моего возвращения… Лиду расцелуй за меня в её шелковые щёчки и губки. Береги её, Шура, ибо Лида для меня - это всё, весь идеал жизни. Насколько я люблю Лиду, настолько я люблю и тебя, а ты знаешь, что Лиду я люблю крепкой отцовской любовью… Ваш (для тебя - Петя, для Лиды – папа...)»
«27 января 1940 г. Милая жена…Нахожусь в рядах действующей армии за Ленинградом, в общем, на финском фронте… В боях пока не участвовал, до передовой линии дойдём завтра… Писать некогда… Целую тебя и Лиду, обо мне не беспокойся… Адреса у меня пока нет.»
И всё… Свой новый адрес Пётр так и не послал своей «милой жёнке и милой доченьке». Писем больше не было…
«11 марта 1940 года красноармеец 4-й роты 271 мотострелкового полка Головашов Пётр Иванович, проявив геройство и мужество в боях, погиб на Карельском перешейке, похоронен в районе реки П.… с Иока» - так указано в похоронке, а ему только 21 год был.
Погиб за 2 дня до окончания этой молниеносной войны, погиб, так и не увидев больше своей Шуры и восьмимесячной Лидушки.
Всего 105 дней длилась советско-финляндская война, в которой убит этот прекрасный человек, муж и отец. Один из 127 тысяч погибших советских красноармейцев…
Задачей этой войны было присоединение Финляндии к СССР. Итоги этой войны – 100 - 150 километров отодвинутой от Ленинграда северо-западной границы СССР и полученный ряд территорий. А цена войны?! Сто двадцать семь тысяч убитых, разгромлено 650 танков и 440 самолётов, полностью погибшая севернее Ладожского озера 18-я стрелковая дивизия. А проигравшие эту войну финны потеряли 26 тысяч солдат (в 5 раз меньше, чем СССР), разбито 18 танков (в 36 раз меньше, чем в СССР), 76 самолётов (в 6 раз меньше чем в СССР).
Не кажется ли вам, читатели, сомнительной эта победа? Нужны ли были СССР эти клочки земли на северо-западе, если на каждый километр этих территорий было положено 12000 жизней советских людей?
А между тем Красной Армии вовсю надо было готовиться к войне с гораздо более крупным противником – фашистской Германией, которая случится через год и три месяца.
Сколько надо ещё положить жизней на алтарь Отечества, чтобы научиться жить в мире со своими соседями по планете? Не знаю, кто может ответить на этот вопрос. И есть ли он – этот ответ?
Но одно знаю точно: вечной будет на нашей земле любовь. Любовь простой русской женщины – учительницы Паникаревой Александры Акимовны, прожившей с мужем всего полтора года, но хранившей его письмо в течение 55 лет - до своей смерти…
Любовь дочери, учительницы Лидии Петровны Уминской, так никогда и не видевшей своего отца, но которая до сегодняшнего дня хранит эти (простым карандашом написанные) письма – бесценные свидетельства истории нашей страны… Спасибо вам за это, уважаемая Лидия Петровна. Пусть эти реликвии Вашей семьи хранятся ещё на протяжении не меньше 72 лет, как они были хранимы вами: «милой жёнкой и доченькой»!