Медиакарта
3:03 | 21 декабря 2024
Портал СМИ Тюменской области

Новации, продиктованные жизнью

Новации, продиктованные жизнью
15:41 | 08 сентября 2011
Источник: Красное знамя

Проект закона об образовании отражает опыт работы педагогов «столичного»

Пленарное заседание августовской конференции педагогов района, состоявшейся 29 августа в Каменке, было посвящено законодательному обеспечению и развитию образования «столичного» в условиях модернизации.

Эта тема нашла детальное отражение в выступлении начальника управления образования администрации Тюменского района Натальи Бирюковой. Наталья Анатольевна, анализируя опыт работы учреждений образования «столичного», постоянно соотносила его с нормами проекта закона «Об образовании», до сих пор широко обсуждаемого в обществе и педагогических кругах.

Среди главных итогов перемен в системе образования района она назвала приведение структуры сети образовательных учреждений в соответствие с реальными потребностями населения, увеличение сети дошкольных учреждений и завершение перехода учреждений образования на новые организационно-правовые формы. В качестве одного из примеров она привела резкое сокращение учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В 2005 году их было в районе 5, в текущем – 2. Произошло это на фоне семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Более 100 детей за пять лет были определены в приёмные семьи.

Выросла сеть детских садов, их теперь в районе 27. Начал успешно работать первый частный детский сад в д. Патрушево. За эти годы в районе вернули в проектную мощность более 7 тыс. квадратных метров площадей в дошкольных учреждениях, создав дополнительно 1000 мест. Только в этом году было создано 341 место. Есть и резервы, уверена начальник управления. Ещё 1400 кв. м в детских садах используется не по назначению, хотя есть потребность в местах для детей с двухлетнего возраста. Все сады и школы в районе получили статус автономных, а Зырянская коррекционная школа и Борковский детский дом имеют статус казённых учреждений.

Одним из основных итогов стало внедрение отраслевой системы оплаты труда, ориентированной на конечный результат, и переход учреждений образования от сметного к нормативно-подушевому принципу финансирования. В результате выросла доля учителей в общей численности работников образования, увеличилось количество учеников на одного учителя и равно 16,1 (2007г. -14,3), средняя наполняемость классов составила 19 человек, зарплата учителя стала выше 16,5 тыс. руб, воспитателя – более 16,4.

Образовательные учреждения района принимают участие в региональной и муниципальной оценке качества знаний, которая включает в себя диагностику готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе, региональную оценку качества знаний в виде проведения единых контрольных работ в разных классах и репетиционных экзаменов. Разработан план повышения качества образования, определены показатели эффективности. На хорошем уровне показатели общей и качественной успеваемости - 99,9% и 45,1% соответственно, отсутствует отсев. Однако впервые за последние годы средний балл по основным предметам ЕГЭ ниже областных показателей. На этом фоне, по мнению Натальи Анатольевны, возрастает необходимость повышения уровня подготовки выпускников базовых школ.

Одним из самых актуальных остаётся кадровый вопрос. Руководители образовательных учреждений, по мнению Н.А.Бирюковой, обязаны проанализировать работу с педагогическими кадрами. Этого требует и тот факт, что 40% уволившихся относятся к самому продуктивному возрасту 25-45 лет.

Среди наиболее существенных результатов – создание условий обучения, соответствующих современным требованиям, и укрепление материально-технической базы образовательных учреждений. 92,8 % школьников района обучаются в современных условиях, что выше среднеобластного (88%) и российского значения (43%). В нормативное состояние с учётом ремонтов 2011 года будут приведены 35 образовательных учреждений – 55%. На эти цели из областного и местных бюджетов было выделено около 1,1 млрд. руб., а на их оснащение направлено свыше 300 млн. руб.

Наталья Анатольевна заострила внимание участников конференции на том факте, что первая редакция проекта Федерального закона «Об образовании в РФ» вызвала широкую общественную реакцию. В результате были подготовлены вторая и третья редакции законопроекта. «Задача конференции, - подчеркнула она – не критиковать закон, а выяснить, какие значимые новации он позволит реализовать, посмотреть, как наш район, образовательные учреждения и педагоги подготовлены к его внедрению». Она отметила также, что закон широко обсуждался в сообществе педагогов района, среди родителей, в СМИ и районной Думе. Было организовано и интернет-обсуждение. В нём чётко определено, что образование – социальная гарантия гражданина и его конституционное право на протяжении всей жизни. Закон гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного, общего, среднего профессионального, а также на конкурсной основе высшего образования, если оно предоставляется впервые.

Законопроект закрепляет право на получение образования за счёт бюджетных средств в образовательных организациях различных организационно-правовых и форм собственности. Учреждения образования вправе заниматься образовательной деятельностью в очной, очно-заочной и заочной формах, а также в форме семейного образования и самообразования вне таких организаций. Допускается сочетание различных форм образования и обучения. Исключён из форм обучения экстернат. Вводится понятие «экстерн». Для него обязательными являются промежуточная и итоговая государственная аттестация. Актуальный для жителей «столичного» аспект – изучение родного языка. Это право закреплено в законопроекте.

Ещё одно положение, на закреплении которого настаивали педагоги района, – государство берёт на себя обязательства по созданию условий для получения качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья. Задача педагогов определить – все ли необходимые условия предусмотрены для детей-инвалидов.

В ходе обсуждения в педколлективах работников образования района волновал вопрос о закреплении социальных гарантий педагогов. В «столичном» немало для этого делается. А такие формы поддержки, как приобретение жилья педагогам, выделение земельных участков под ИЖС, предоставление мест в детских садах, моральное и материальное поощрение лучших учителей, стали доброй традицией. С этого года по решению Думы района молодые специалисты будут получать единовременную выплату в размере шестикратной минимальной оплаты труда. Наталья Бирюкова считает, что в «столичном» педагогическим работникам уже давно присвоен особый статус, который закреплён в новом законопроекте. С её точки зрения, задача коллективов учителей, школ, общественных организаций – делать всё возможное для его дальнейшего повышения.

Повышение квалификации учителя раз в пять лет за счёт средств работодателя – то положение будущего закона, на которое нужно обратить внимание руководителям учреждений образования. Одна из новаций проекта – возможность осуществлять индивидуальную педагогическую деятельность без лицензии, при этом запрещается её осуществлять с обучающимися своего учреждения.

Среди существенных новаций – получение дошкольным образованием статуса общего образования первого уровня, что подразумевает обеспечение преемственности образовательных программ. А федеральные образовательные стандарты являются обязательными в дошкольных учреждениях. В прошлом учебном году во всех образовательных учреждениях района, констатировала Н.А.Бирюкова, были разработаны образовательные программы в соответствии с федеральными требованиями, началась их апробация, которая будет продолжена и в этом учебном году.

Закон предусматривает расширение спектра вариативных форм дошкольного образования, и эта работа уже несколько лет успешно ведётся в Тюменском районе. 441 ребёнок охвачен вариативными формами дошкольного образования. 242 из них посещают группы кратковременного пребывания, 44 получают образовательные услуги в рамках интегрированного кратковременного пребывания, в 19 детсадах работают консультативные пункты, на базе двух детсадов домашнее образование получили 26 детей.

В законопроекте разделена схема финансирования дошкольных учреждений по образовательной услуге и услуге по присмотру и уходу. В Тюменской области принцип раздельного финансирования осуществляется с 2005 года. Размер стоимости образовательной услуги устанавливает правительство области. На 2011 год она составляет 3625 рублей в год на ребёнка с трёх до семи лет, средний размер затрат на содержание – 30349 рублей.

Значительно вырос охват детей дошкольным образованием, вектор развития – создать условия и предоставлять образовательную услугу всем детям с 2 лет.

Значительные новации коснутся и системы общего образования. Федеральные государственные образовательные стандарты являются основой объективной оценки качества образования, независимо от форм обучения. Законопроект уточняет классификацию образовательных программ и закрепляет право учреждения образования на их самостоятельную разработку, утверждение и апробацию. Прошлый учебный год был посвящён разработке программ начального образования. Задача этого года – их реализация в условиях массового перехода на государственные стандарты начального образования.

В соответствии с законопроектом программы могут быть реализованы учреждением образования самостоятельно и посредством сетевых форм. При этом могут использовать различные образовательные технологии, в том числе и дистанционные. Сетевыми формами взаимодействия в регионе являются ресурсные центры, тьюторское движение и базовые школы. Статус базовых в «столичном» имеют 7 школ. Анализ эффективности их работы, с точки зрения руководителя образования района, также относится к задачам сегодняшнего дня.

Законопроект содержит нормы, регулирующие использование наряду с печатными электронных ресурсов. Наличие электронных библиотечных систем уже стало требованием времени и не является новшеством для учреждений образования района. В девяти школах района учёт библиотечного фонда осуществляют с помощью автоматизированной информационно-библиотечной системы. В новом учебном году таких школ станет больше. По заключению Натальи Бирюковой, только библиотека Боровской школы N2 соответствует современным требованиям, 68% библиотек - частично. Решить эту проблему можно лишь через их оснащение. Для оснащения одной библиотеки необходимо 80 тысяч рублей.

Требование закона – информационная открытость школ. В районе уже сформировался определённый принцип открытости образования. Все школы имеют доступ в Интернет. Созданы их веб-страницы на сайте администрации района, их структура сформирована в соответствиями с рекомендациями департамента образования и науки Тюменской области и предполагает размещение информации по всем направлениям работы школы. Единая структура страниц позволяет получить необходимую информацию о любой школе района.

Родители также через Интернет могут получать сведения об успеваемости детей, направить необходимое заявление в адрес учебного заведения, участвовать в опросах. Более 20 % родителей наших учеников поддерживают со школой электронную связь. Все школы – участники областного электронного мониторинга, что делает открытой информацию о результатах деятельности школ. Становится возможным дистанционно отправлять и получать необходимые отчёты, осуществлять эффективный контроль за качеством образовательного процесса.

Всё более активно Интернет используется в школах района для формирования информационной компетентности учащихся и учителей. Использование обучающих программ, интерактивных программ-экзаменаторов, демоверсий для подготовки к ЕГЭ – стали реалиями дня.

Публикация публичных докладов учебных заведений, информации о деятельности школ – задача на ближайшую перспективу. Её реализация позволит жителям МО глубже ознакомиться с работой школ и высказать свои предложения по их улучшению. Необходима программа, обеспечивающая возможность ведения электронных журналов, дневников, электронного документооборота. Её разработку ведёт областной департамент информатизации. В каждой школе необходима установка локальной сети (подобная уже есть в Борковской, Созоновской и Московской школах).

Наталья Бирюкова пригласила коллег к активному обсуждению опыта модернизации учреждений образования района на пленарном заседании и на секциях, которые начали работу в Каменской школе и детском саде после пленарного заседания.

Татьяна Юртина.