Медиакарта
20:16 | 26 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Рост тарифов можно остановить без ущерба для ЖКХ

Рост тарифов можно остановить без ущерба для ЖКХ
10:36 | 14 апреля 2010
Источник:

Юрий РЫБИН

Евгений КРАН (рис.)

«Российская газета» 4 марта сего года сообщила: «Фонд содействия реформированию ЖКХ предложил на три последующие года остановить рост тарифов на газ, тепло и воду». По мнению главы Фонда Константина Цицина, цены за коммунальные услуги для населения растут слишком быстрыми темпами: «Мы скоро обгоним Европу по уровню фактических платежей за ЖКХ, если и далее три года подряд будем повышать по 17 процентов в год».

Какие тарифы мы оплачиваем?

Помимо традиционных составляющих, присутствующих в любом ценообразовании, в тарифы сегодня закладывается так называемая инвестиционная составляющая, плюс непрофильные затраты, плюс затраты «за того парня», т.е. недоимки злостных неплательщиков раскидываются на всех добросовестных граждан. Полученную таким образом сумму умножают на индекс инфляции, планируемый на конец года, но оплачивать инфляцию на полную катушку обязывают уже с начала года.

Поясним, что такое инвестиционная составляющая. В нашем случае это средства, предназначенные для модернизации систем ресурсообеспечения, т.е. для замены изношенных труб, оборудования, электросетей и т.п. или для строительства новых технических сооружений и коммуникаций. Однако часто эти средства, заложенные в тарифах и оплаченные населением, не используются для инвестиций, а банально проедаются поставщиком услуг. Это во-первых. Во-вторых, в соответствии с мировой практикой люди, которые дают деньги на модернизацию или создание чего-либо, называются инвесторами и получают определенные права в виде акций на собственность, в которую их деньги вкладываются. В нашем коммунальном комплексе ничего похожего не происходит. Что касается непрофильных затрат, то в данном случае это финансовые расходы на что угодно, кроме производства и предоставления жилищных и коммунальных услуг.

Оплата за услуги ЖКХ в настоящее время распределяется с некоторыми отклонениями примерно так: коммунальные услуги (отопление, канализация, холодная и горячая вода) – 75%, жилищные услуги (всё остальное) – 25%. Поскольку большая часть оплаты граждан приходится на коммунальные услуги, то основное внимание в статье уделим коммунальному сектору.

Кое-кто за счет завышения тарифов содержит пансионаты и дома отдыха

Многие организации, предоставляющие коммунальные и жилищные услуги населению, не бедствовали даже в период кризиса. Приведем официальные данные Росстата. Если прибыль всей обрабатывающей промышленности России за три кризисных квартала прошлого года упала на 48% по сравнению с таким же периодом 2008 г., то за это же время прибыль организаций, занятых в ЖКХ, выросла на 63% и составила 230 млрд руб., в т.ч. прибыль управляющих компаний возросла на 35% и составила около 6 млрд руб. Несмотря на эти, прямо скажем, неплохие показатели, тарифы продолжают наращиваться, иногда превышая инфляцию в несколько раз. Например, тариф водоканала по г. Тюмени на холодное водоснабжение в январе вырос на 34%, а на водоотведение (т.е. канализацию) аж на 54%. Существует точка зрения, что установка приборов учета на газ, тепло, воду позволит снизить затраты домохозяйств на эти услуги. Допустим, в идеале везде будут стоять приборы. Но что помешает монополисту и в таком случае поднять свои цены? Главным аргументом в решении этого вопроса все-таки является прозрачность тарифов. Галина Хованская, депутат Государственной Думы РФ, рассказывает, что в бытность депутатом Московской городской Думы ей удалось, пользуясь своим статусом, получать расшифровку затрат организаций, обеспечивающих столицу водоснабжением и теплоснабжением. При этом она обнаружила, что в себестоимость коммунальных услуг этих организаций заложены затраты на содержание пансионатов, детских лагерей, домов отдыха и других непрофильных объектов инфраструктуры. «Если организация желает иметь все эти объекты, то пусть она содержит их за счет своих прибылей, – говорит Хованская. – Почему какая-нибудь бабушка из своей мизерной пенсии должна оплачивать все эти удовольствия монополиста?». Губернатор Тверской области Дмитрий Зеленин отметил, что у них тоже имели место факты, когда кое-кто содержание пансионатов включал в себестоимость коммунальных услуг.

До 2010 г. информация о структуре тарифов была закрыта для потребителей, и только в конце прошлого года принято Постановление Правительства № 1140 от 30.12.2009 г. «Об утверждении стандартов раскрытия информации организаций коммунального комплекса…» (опубликовано в «Российской газете» от 27.01.2010 г.). Установлен перечень раскрываемой информации, которая показывает структуру себестоимости поставляемой продукции и отражает другие показатели финансовой деятельности предприятий ЖКХ. Потребители имеют право ее письменно запрашивать у предприятий, поставляющих соответствующие коммунальные услуги. В сокращенном виде информация должна распространяться также через печатные СМИ и официальные интернет-сайты. Постановление размещено на сайте www.rg.ru/2010/01/27/teplo-dok.html.

Однако предприятия коммунального комплекса пока не торопятся раскрывать структуру своих тарифов.

Отапливать улицы – слишком большая роскошь

«Сегодня с точки зрения нагрузки на наших потребителей мы подошли к такому пределу, где кончается платежеспособность. И дальнейший рост тарифов при сохранении неэффективной структуры потребления энергоресурсов создает огромный слой людей, которые просто не смогут платить за коммунальные услуги», – считает Михаил Слободин, председатель наблюдательного совета некоммерческого партнерства производителей энергии.

ЖКХ сегодня – это своего рода «черная дыра», в которой безвозвратно пропадает огромное количество тепловой энергии, не доходящей до потребителя.

Заместитель председателя комитета Госдумы по собственности Евгений Богомольников приводит такие данные: «По расчетам экспертов, на нагрев квартир большинства наших домов работает всего 9% тепла, выходящего из большого теплового пункта (ТЭЦ или котельной). При этом 40% исчезает в прохудившихся теплосетях и до 51% теряется в домах, в первую очередь в старых панельных, большинство которых не соответствует требованиям по теплосбережению.

Из приведенных выше цифр можно сделать следующие выводы. Первое, тепло, которое оплачивают сегодня наши граждане, зачастую на 90% расходуется на обогрев улиц, а не квартир. Второе, снижение общих теплопотерь с 90% хотя бы до 30-50% позволит уменьшить производство тепла для ЖКХ в кратное число раз и принесет большую экономию средств, что даст возможность экономически обосновать ощутимую выгоду от финансирования модернизации теплосетей, тепловых пунктов и утепления старых домов. Вероятно, в разных населенных пунктах и у разных специалистов цифры по потерям тепла могут отличаться, тем не менее в любом случае эти потери очень внушительны. Из зарубежного опыта решения подобных вопросов можно привести следующий пример. Сразу же после объединения Германии все жилые дома, расположенные на территории бывшей ГДР, вначале были утеплены за счет правительства и лишь потом переданы в распоряжение граждан. Пример, достойный подражания.

Для модернизации нужны деньги – большие и длинные

В любом бизнесе чем меньше затрат, тем больше прибыль. Экономика нашего коммунального комплекса, основанная на системе установления тарифов, устроена так, что все происходит наоборот. Чем больше затраты, чем выше себестоимость, тем больше прибыль, ибо прибыль здесь определяется в процентном отношении к себестоимости. Такая система не ориентирована на снижение затрат и себестоимости и на энергосбережение. За такую парадоксальную экономику населению приходится расплачиваться высокими тарифами. Но это не единственный недостаток подобной системы. Идеологи существующей модели реформирования ЖКХ рассчитывали, что если многократно повысить тарифы хотя бы не сразу, а постепенно, то эта отрасль станет привлекательной для бизнеса настолько, что он захочет туда прийти и модернизировать ее. Исходя из этого, за 10 лет с 2000 г., по подсчетам депутата Госдумы Оксаны Дмитриевой, тарифы на коммунальные и жилищные услуги выросли примерно в 15 раз при суммарном росте инфляции в 3,5 раза. Тем не менее ни сегодня, ни в обозримом будущем не видно бизнесменов, желающих и имеющих возможность основательно модернизировать коммунальную инфраструктуру. Для этого нужны большие длинные деньги, т.е. кредиты на длительный срок. Наши банки сегодня таких кредитов не дают вообще. Западные банки для бизнеса, работающего в нашем коммунальном секторе, таких денег тоже не дадут. Несмотря на это, большие длинные деньги в России можно найти. Одним из главных источников их могут быть пенсионные накопления российских граждан, которые в настоящее время размещаются в основном в государственном Внешэкономбанке и частично в коммерческих структурах.

Ежегодно во Внешэкономбанк поступают на хранение денежные средства накопительного элемента будущих пенсий россиян в размере 250 млрд рублей. В 2012 г. сумма пенсионных накоплений составит примерно два триллиона рублей. Поскольку накопительная система рассчитана для лиц 1967 года рождения и моложе, то накопительную часть пенсий начнут выплачивать через 12 лет женщинам и через 17 лет мужчинам. Те, кто начал работать недавно, будут получать ее через 35-40 лет.

Использование пенсионных накоплений для кредитования коммунального комплекса будет выгодно всем: и государству, и бизнесу, и простым гражданам, в т.ч. будущим и нынешним пенсионерам по двум причинам. Во-первых, наконец-то появятся реальные большие финансовые вложения на необходимый срок в ремонт и модернизацию коммунальной инфраструктуры. Во-вторых, отпадёт необходимость повышать тарифы, а в перспективе можно будет и снизить их.

Кредиты и проценты по ним будут возвращены за счет экономии средств, полученной от существенного сокращения потерь тепла, воды и других ресурсов. Таким образом, можно констатировать, что существующая модель реформирования коммунального комплекса себя не оправдала и требует замены на новую. И чем скорее, тем лучше. В противном случае со временем в результате физического износа и старения коммунальная инфраструктура будет просто разрушена, и никакое повышение тарифов этот процесс не остановит.

Что надо делать?

Чтобы остановить рост тарифов на услуги ЖКХ с перспективой их снижения, необходимо осуществить следующие мероприятия.

Заморозить на три года тарифы на газ, электроэнергию, коммунальные услуги и железнодорожный транспорт, исходя из того, что экономика за это время должна стабилизироваться, а инфляция, с учетом принятых дополнительных мер, снизится до 2-3% в год.

Альтернативой росту тарифов ЖКХ должны стать долгосрочные кредиты государственного банка для реализации конкретных целевых программ по модернизации коммунальной инфраструктуры. Одним из важнейших источников кредитов могут стать пенсионные накопления россиян.

Утепление жилых домов-долгожителей должно быть полностью профинансировано Фондом содействия реформированию ЖКХ без всяких предварительных условий, существующих в настоящее время.

В течение шести месяцев соответствующим государственным органам необходимо проанализировать структуру тарифов предприятий ЖКХ.

С учетом этого анализа предложить предприятиям ЖКХ изъять из тарифов все затраты, не относящиеся к производству и предоставлению потребителям коммунальных и жилищных услуг.