Медиакарта
6:24 | 27 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Всему своё время

Всему своё время
13:24 | 09 сентября 2011
Источник: Наша жизнь

«Ранее развитие детей» – эти три слова для современных родителей словно заклинание. Как только малыш появляется на свет, арсенал его игрушек мгновенно пополняется блоками Дьенеша, кубиками Зайцева, карточками Домана. Так, что ещё?.. Пожалуй, вкладыши и пособия Марии Монтессори для полного комплекта. «Зачем всё это?», – наверняка подумают некоторые читатели. Так говорили и мои родители, когда видели, что к годовалому сынишке снова пристаю с книгой.

– Разве это красный? Посмотри внимательно! Это же зелёный! Вот зелёное яблоко, вот лягушка, – твердила без устали. Ребёнок с удовольствием смотрел на картинки и смеялся в ответ. А через несколько месяцев он мне чётко показал, где красный ботинок и зелёный паровоз.

Молодая мама из села Казанского Аня Бондарь пела одну и ту же песню своей дочурке все 9 месяцев беременности. Когда Мирослава родилась, освоилась в новой обстановке, мама потихоньку снова напела знакомый мотив. «Не поверите, дочка так обрадовалась! Начала активно ножками и ручками двигать! Ей сейчас шесть месяцев – хоть в школу танцев веди, так она музыку чувствует», – рассказывает Анна.

Психологи согласны – начинать развитие детей, действительно, лучше всего с внутриутробного этапа жизни ребёнка. Но подходить к этому нужно разумно: малыши должны получать информацию по своему возрасту и в меру – сваливать всё сразу на них нельзя.

– Иначе дети попросту потеряют интерес к занятиям, – даёт рекомендации Лариса Гаврилова, воспитатель с 26-летним стажем. – Попробуйте привлечь внимание ребёнка минут на десять – этого вполне достаточно. Потом обязательно поиграйте с малышом, он отдохнёт и снова будет готов к очередному «уроку».

Ещё одно обязательное правило: индивидуальный подход к детям.

– Не требуйте от малыша того, на что он в данный момент не способен, – призывает Лариса Ивановна. – Всему своё время!

Опираясь на индивидуальные особенности малыша, мы должны постоянно расширять зону его ближайшего развития. Год одной пирамидкой заниматься не будешь. Пусть сначала она будет из трёх колец, потом из семи, а потом из двенадцати. Давайте малышам чуть больше того, на что они способны в данный момент, призывают психологи.

Пищу для ума детям нужно давать постоянно, ведь младенцы сразу рождаются с естественной потребностью в познании. Здесь нужно чувствовать тонкую грань: помогать только тогда, когда ребёнок сам об этом попросит. Если со своим советом вмешаетесь раньше, то это будет только ваш опыт, не малыша. Поэтому не мешайте, дайте детям тоже обрести опыт, но уже свой собственный. Обратная сторона медали

– Современные дети, особенно самого младшего возраста, разительно отличаются от тех, что были лет пятнадцать назад, – продолжает Лариса Ивановна. – Они изначально более эрудированные, сами тянутся к развивающим играм. Важно не упустить этот момент: ребёнок интересуется чем-то – рисованием, конструированием, чтением – дайте ему возможность и дальше развиваться в этом направлении. В противном случае можно получить совершенно противоположный результат: среди ребят старшего возраста, скажем, лет шести, сегодня есть те, кому вообще ничего не нужно. Они привыкли сидеть возле компьютеров и только.

Потому, когда приглашаю их к подвижным играм, дети отказываются, говорят, что им это неинтересно.

Нонсенс! Психологи отмечают и другой факт: детки, умеющие писать и читать в три-четыре года, порой отстают в развитии психических функций: внимания, мышления, памяти. А ведь развитие именно этих характеристик служит залогом успешного обучения в школе. Поэтому с раннего возраста детей нужно учить другому: чтобы они умели концентрировать внимание, сосредотачиваться, запоминать. Если будут хорошо сформированы мыслительные функции, значит, школьная программа дастся ребёнку достаточно легко.

Нужно обратить внимание и на формирование личностных качеств: без усидчивости, терпения, воли ваше чадо вряд ли сможет добиться желаемых результатов, либо даваться они ему будут большими усилиями. Потому в раннем развитии малыша и нужен системный подход. Причем мама и папа о предъявляемых ребенку требованиях должны договориться заранее. Иначе чадо растеряется -–кого же ему нужно слушать?! Тогда вместо вундеркинда вы можете получить раздражительного, агрессивного, капризного ребенка.

– Казалось бы, количество игрушек, условия, в которых мы предлагаем их детям – все это элементарные мелочи, но в жизни ребенка именно они играют крайне важную роль – формируют его характер, способности и возможности, – подчеркнула Лариса Гаврилова.

Автор: Ксения ПАВЛИДИ