11 СЕНТЯБРЯ - ДЕНЬ ТАНКИСТА!
Мой герой - участник Великой Отечественной войны Алексей Бердюгин ныне живёт и здравствует в селе Лыбаево.
В следующем году ветеран отметит 90-летие. Жаловаться на болячки Алексей Нестерович не привык. По его словам, здоровье у коренного сибиряка должно быть крепким, как броня у танка.
Деревни, в которой родился Алексей Бердюгин, уже давно нет на карте Тюменской области. Она была расположена в трёх километрах от Шиликуля и называлась Широкоплечики. Здесь и прошло детство Алексея Нестеровича. Его мать и отчим были в деревне середняками: держали четыре лошади, корову, овец и разную птицу.
– Нет, до раскулачивания дело не дошло, – говорит мой собеседник, – потому что отчим, бросив всё, вдруг уехал на Сахалин. Спустя некоторое время и мы с матерью, насушив сухарей, отправились за ним в этот суровый край. Но не пожилось – перед войной вернулись на родину. Я окончил педагогическое училище и начал учительствовать, но тут война…
Восемнадцатилетних мальчишек не сразу отправили на фронт, а целый год обучали военному ремеслу в Ульяновском танковом училище.
В первую атаку старший механик водитель танка «КВ» Алексей Бердюгин пошёл под Сталинградом в августе 1942-го.
– Этот бой мне вовек не забыть, – вздыхает ветеран. – Помню всё: танк наш подбили – горим! Командир с помощником быстро выпрыгнули из башни и почти перекрыли пушкой верхний люк, оставив лишь узкую щель.
Кинулись мы со стрелком-радистом в нижний люк, а там уже горящее топливо льётся. Что остаётся? Прощаться с жизнью. Но прежде я вспомнил начальника танкового училища и именно ему начал говорить прощальные слова: уж очень уважал генерала. Едва я отвлёкся, а товарища-то моего боевого нет: ускользнул наверх через щель! К этому времени я начал «поджариваться». Погибать в столь юном возрасте не хотелось. Собрал я все свои силы и каким-то чудом протиснулся в башню. Из неё «рыбкой» – за танк, чтобы пулями не посекло – сделал всё, как учили боевые командиры. Хоть и лицо в том бою порядком обгорело, но жив остался.
В составе Первой гвардейской танковой армии, получив ещё не одно ранение, Алексей Бердюгин дошёл до Берлина, вернее, доехал на самоходной установке.
– Где победу встретил? Да прямо у рейхстага! – говорит Алексей Нестерович. – Подошёл я к нему, сел, закурил… Но так и не расписался. Постеснялся… Ведь не брал я рейхстаг штурмом.
Ольга МЯСНИКОВА
(По материалам краеведческого музея)