Медиакарта
0:30 | 18 сентября 2019
Портал СМИ Тюменской области

Новая сила влияния

Причины, по которым автомобилисты в последнее время стали одной из влиятельных сил в гражданском обществе, – вполне понятны. И любые изменения, касающиеся дорог и водителей, будь то повышение транспортного налога или ужесточение штрафов за ксенон, – моментально отражаются на всех автовладельцах от Питера до Камчатки. В Тюмени автомобильное движение стало набирать обороты именно после таких нововведений.

О том, чем живет автомобильное сообщество нашего региона, и какие проблемы перед ним стоят наиболее остро, – разговор с полномочным представителем Федерации автовладельцев России в Тюменской области Александром ВОРОНОВЫМ.

Приз за взятку

– В конце марта вы, местное отделение ФАР, организовали в Тюмени митинг против повышения транспортного налога. Как вы считаете, вас услышали?

– На самом деле мы поддержали всероссийскую акцию. Не могу сказать, что все прошло так, как мы хотели, но, по крайней мере, проблема обозначена. Есть четкая мировая практика, согласно которой транспортный налог включается в стоимость топлива. Вполне вероятно, что такая схема финансово еще сильнее ударит по тем, кто часто пользуется своим авто: таксистам, дальнобойщикам. Но разве справедливо, что те, кто наматывает по 500-700 километров в день, платят столько же, сколько дачники-пенсионеры, распаковывающие гаражи лишь весной?

– Насколько я знаю, у автомобилистов, в том числе у тех, кто состоит в ФАР, есть и другие нарекания по поводу последних новшеств…

– Сейчас очень остро стоит вопрос с ксеноном. Ужесточение наказания за использование кустарного ксенона вплоть до лишения прав – это не совсем адекватно. Да, кустарные лампочки – это проблема, да от них есть вред, но если сравнить по степени наказания: яркий свет – лишение прав, и, например, проезд на красный сигнал светофора – штраф 700 рублей, это выглядит странным. Есть другие пункты, по которым нужно ужесточать наказания – вождение в пьяном виде, например…

– Кстати, о пьяных водителях: глава Тюменского ГИБДД Геннадий Лоточкин озвучил такие цифры: за последний год пьяных на дорогах стало больше почти на 20%, это несмотря на то, что наказание за пьянство за рулем – автоматическое лишение прав. Почему пьют автомобилисты?

– Во-первых, сказался год кризиса – в трудные времена люди пьют больше. Кроме того, у нас достаточно богатый регион, и многие водители считают, что любой вопрос можно решить деньгами, и, насколько мне известно, – решают.

– То есть налаженная финансовая схема во взаимоотношениях водителей и инспекторов действует в полной мере?

– Вы знаете, недавний приказ по линии ГИБДД гарантировал инспекторам, которые оформили получение взятки и передали заявление в соответствующие органы, премии в размере: взятка, умноженная в десять раз. Это, по-моему, стало одной из причин увеличения дел против водителей-взяткодателей. Но я еще не слышал, чтобы у нас в области хоть один из инспекторов эту премию получил…

Пешеходы и переход

– Год от года в Тюмени машин все больше. Интенсивное движение или собственное хамство водителей все чаще становятся причинами конфликтных ситуаций на дорогах?

– Не могу сказать, что это приняло прямо-таки массовый характер. Стритрейсеры-беспредельщики и хамы на дорогах – это, как правило, молодые водители с небольшим стажем. А четким соблюдением правил у нас не отличаются не только водители, но и пешеходы. Вот, например, на ул. Пермякова построили подземный переход, а люди все равно ходят, где хотят – даже в пятидесяти метрах от этого перехода.

– В последнее время Тюменское ГИБДД активизировалось – проводят всевозможные акции, конкурсы… Может, не тем занимаются?

– Все эти мероприятия, когда дети стоят с плакатами «Обрати внимание на маленького пешехода», или когда курсантов автошколы водят в травматологическое отделение – они, безусловно, нужны. Опять же видеокамеры поставили – наверняка будет положительный эффект. Другой вопрос, что и тут есть странности: зачем, к примеру, такая камера стоит у штаба гаишников на ул. Одесской? Там водители сами по себе стараются не нарушать, а вот, например, на съезде с Пермяковского моста на улицу 50 лет ВЛКСМ можно поставить камеры во всех направлениях – жутко опасный участок дороги.

Бдительный водитель

– А проблемы столичных автомобилистов нам свойственны?

– Пока только пробки. Что касается синих мигалок, я знаю пока только одну такую машину – губернаторскую, но еще ни разу не слышал, чтобы этот автомобиль нарушал правила или ездил по встречке. Да в общем-то и другие правительственные машины, по крайней мере, пока, в грубых нарушениях правил не замечены, а если бы были замечены – в автомобильном сообществе это стало бы известно очень быстро, мы общаемся в Интернете, по рациям, да и просто встречаемся. Если где-то какие-то нарушения, водитель, например, оставил место ДТП, то можно с уверенностью сказать, что ближайший автомобилист сообщит об этом в ГИБДД.

– Слышал, недавно вы предотвращали беспорядки возле Вечного огня?

– Да, мы с удивлением узнали о вандализме. Я, честно говоря, не могу себе представить, как нормальные люди танцуют там, пьют пиво и банки бросают в звезду с огнем. Они просто не понимают, что для нас сделали те люди, чьи фамилии высечены на гранитных плитах. Мы организовали там своеобразную вахту: каждый день кто-нибудь проезжает мимо и рапортует другим водителям, все ли в порядке. Если что-то не так – то разгоняем там молодежь. Память нужно уважать, я считаю…

Только цифры

  • На начало 2010 года в Тюмени числилось около 240 тысяч автомобилей.

  • Тюмень занимает пятое место в рейтинге самых автомобильных городов России: на каждую тысячу жителей приходится не менее 398 автомобилей.

  • Каждая третья машина в Тюмени (33,4%) – иномарка.

  • В 2009 году на дорогах Тюменской области погибло 127 человек.

Андрей НОВИКОВ

Фото автора