Каждое село нашего района имеет свою самобытную историю. Не исключение и с.Вагай. Первое упоминание о территории было найдено краеведами в ревизских сказках 4-й ревизии 1782г., где значится деревня Зимовье Вагайское Омутинской волости Ялуторовского уезда. В советское время крупное, развитое с.Вагай было вторым по значимости после районного центра. Сегодня о былом благополучии напоминают только полуразрушенные здания и производственные помещения предприятий, некогда имевших союзное значение. Неизменным осталось одно - неординарные люди, с необычным мышлением, фантазией и творческой жилкой, которые любят свое село и гордятся его историей. Вагайцы по крупицам собирают материалы о земляках и важных вехах в жизни села. Одна из них - это строительство железной дороги, которая сыграла огромную роль в развитии территории.
В июле 1905 года тюменский городской голова получил от губернатора уведомление о том, что будут производиться работы по изысканию линии железной дороги на Омск и Тобольск. В связи с окончанием строительства Сибирской магистрали высвободились опытные кадры специалистов-строителей. Комиссия признала, что благодаря Тюмень-Омской дороге разовьется и колонизируется обширный край, ныне лишенный путей сообщения, который даст сети дорог новые грузы и казне дополнительные источники доходов.
В апреле 1909 года большинством голосов (14 против 3) комиссия пришла к заключению о желательности сооружения за счет казны железной дороги от г.Тюмень через Ялуторовск до станции Омск-пост, на что было ассигновано 32080 тысяч рублей. Начало строительства от Тюмени было положено укладкой стрелочного перевода в путь, ведущий на станцию Пристань-Тура. Эта работа выполнялась в торжественной обстановке. Священник Знаменского собора в присутствии «отцов» города произвел молебствие и крещение вновь уложенного перевода в сторону Омска. После было устроено угощение строителям.
Работы на трассе начались летом 1909 года. Подрядчиком обычно был специалист, строитель, зарекомендовавший себя ранее на других стройках. Вместе с ним с одной стройки на другую ездили мастера, десятники, опытные рабочие, которым подрядчик полностью доверял. При строительстве Тюмень-Омской дороги подрядные работы в основном начинались так: подрядчик, заключив в управлении договор на выполнение работ по объемам, срокам и расценкам, получив документацию и решение на отвод земель, а также право на кредиты, выезжал с представителем власти (жандармом) в деревни и села, близлежащие к трассе будущей дороги. Предъявив сельскому старосте документы, назначали сельский сход, на котором оговаривали предстоящую работу и оплату. Таким образом, подрядчик, объехав свой участок, мог определить сколько рабочих найдет на месте, а сколько нужно нанимать на стороне. Сибирские крестьяне хотя и жили зажиточно, но в наличных деньгах всегда имели нужду для уплаты налога и на внутрихозяйственные расходы. Поэтому на дополнительные заработки, тем более, недалеко от дома, шли охотно, не в ущерб основным сельхозработам. По рассказам деда Трехлебова, участника строительства дороги, первыми подрядными работами были вырубка леса и корчевание пней, работа, на которую было всегда много желающих, так как после вырубки лес поступал в распродажу. А древесина крестьянину была нужна всегда, на дрова и постройки.
Крестьяне широко использовали сдачу рабочих лошадей в аренду. Так, по рассказам старожилов, богатый крестьянин деревни Шабаново при отсыпке высокой насыпи у моста реки Солоновка (перегон Омутинская-Ламенская) сдавал в аренду 20 лошадей. Чтобы не терять времени на проезд к месту работы, крестьяне выезжали семьями, пригоняя лошадей и дойных коров, становясь табором. С такими рабочими подрядчик не имел заботы о питании, жилище и медицинском обслуживании.
Рабочий день на трассе определяла сама бригада, и был он не менее 12 часов, весь световой день. Железнодорожный путь для рабочих поездов от Тюмени до станции Омск-пост протяжением 567 верст был построен за 2,5 года. В декабре 1911г. было открыто рабочее движение. Высокие темпы подрядных работ объясняются тем, что артели крестьян, многочисленные по составу и скрепленные родственными отношениями, шли работать ради приработка, а сдача в срок объектов положительно влияла на доходы руководителей, подрядчика и технического персонала.
Места расположения станций были избраны, по возможности, вблизи населенных мест и надежных источников воды. Из 13 станций три: Вагай, Ишим, Называевская - 3-го класса, а 10 остальных - 4-го класса.
По всей линии жители сел и деревень имели основным промыслом земледелие и скотоводство. Мукомольное дело и торговля хлебом были особенно развиты около станций: Ялуторовск, Заводоуковск, Вагай, Омутинская, Ишим, Называевская и Любинская, где имелись паровые мельницы. На всем протяжении дороги были уложены высококачественные рельсы, изготовленные Надеждинским заводом на Урале в 1909-1911гг. Эти рельсы (тип - 3-а) пролежали под нагрузкой в пути на участке Вагай-Называевская около 35 лет.
Железная дорога Тюмень-Омск была принята в постоянную эксплуатацию 1 ноября 1913 года. В 1914 году Сибирская торгово-промышленная газета к вопросу о железнодорожном строительстве пишет, что это Северосибирская дорога выстроена лишь в расчете на то, что население Ялуторовского и Ишимского районов, по которым она проходит, разовьет в скором времени сильный экспорт за границу сливочного масла, что улучшит имперский торговый баланс.
Грянувшая через три года революция не дала свершиться этим планам. Станция же Вагай по сей день принимает пассажиров из разных уголков страны.