Закон «О защите прав потребителей» предоставляет изготовителю право устанавливать гарантийный срок.
В этом случае продавец не может его уменьшить, только увеличить, приняв на себя дополнительные обязательства в отношении недостатков товара.
Если ни изготовитель, ни продавец не взяли на себя гарантийных обязательств, статья 19 закона даёт потребителю право предъявлять претензии по качеству товара в течение двух лет со дня покупки, если более длительные сроки не установлены договором и если он докажет, что причиной недостатка является производственный дефект.
С какого дня считать?
Гарантийный срок отсчитывают со дня передачи товара потребителю, если иное не предусмотрено договором. Если день передачи установить невозможно, сроки исчисляются со дня изготовления товара. На сезонные товары: одежду, обувь, меховые изделия, купальники и т.д. – гарантийный срок отсчитывается с момента наступления соответствующего сезона, исходя из климатических условий данной местности.
Если товар был куплен по образцам, через Интернет или по почте, гарантийный срок исчисляется со дня передачи товара потребителю.
Товар с недостатками
Если в товаре обнаружены недостатки, потребитель вправе заявить одно из следующих требований: заменить товар на другой той же марки (модели и/или артикула); заменить на такой же товар, но другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчётом покупной цены; соразмерно уменьшить покупную цену; незамедлительно безвозмездно устранить недостатки товара; расторгнуть договор купли-продажи и вернуть уплаченную за товар сумму.
Если потребитель требует замены купленной вещи или возврата денег, он должен возвратить бракованный товар продавцу. Постановлением Правительства РФ утверждён перечень технически сложных товаров, в отношении которых требования потребителя об их замене подлежат удовлетворению в случае обнаружения в них существенных недостатков. В этот перечень входят автотранспортные средства, холодильники и морозильники, стиральные машины автоматические, персональные компьютеры с основными периферийными устройствами, мотоблоки и т.д..
При покупке технически сложного товара ограничен срок (15 дней), в течение которого потребитель может потребовать замены товара на другой или полного возврата денег при обнаружении недостатка в товаре.
Если поломка произошла после указанного срока, те же самые требования могут быть заявлены в случаях, когда обнаружен существенный недостаток товара, нарушен срок устранения недостатков товара (он не может превышать 45 дней и должен быть зафиксирован в документе, который выдаётся потребителю при передаче вещи в ремонт). Если за это время вещь не починят, можно требовать её замены на новую или расторжения договора купли-продажи и возврата денег. Если никакого документа с указанием срока ремонта вам не выдали, значит, должны устранить недостаток незамедлительно; когда потребитель не пользуется товаром более чем 30 дней в каждом году гарантийного срока из-за неоднократного устранения различных недостатков в товаре.
Подсчитайте, сколько дней ваша вещь находилась в ремонте в течение года. Если больше 30, можете требовать замены или отказаться от покупки, вернув свои деньги.
Если нет чека
В соответствии со статьёй 18 при отсутствии кассового или товарного чека, иного документа, удостоверяющего факт покупки, потребитель не лишается права предъявлять требования при обнаружении недостатков в товаре. А если из-за отсутствия чека ему всё-таки откажут в удовлетворении его законных требований, он может обратиться с жалобой в Роспотребнадзор, а затем в суд.
За чей счёт экспертиза?
Если в период гарантийного срока в товаре были обнаружены недостатки, потребитель отдаёт его продавцу или изготовителю на экспертизу. Он имеет право присутствовать при экспертизе, но платить за неё не должен. Срок проведения экспертизы зависит от требования потребителя. Если речь идёт о возврате денег, у продавца (изготовителя) есть 10 дней. Если о замене товара – 20. При нарушении этих сроков потребитель вправе требовать неустойку за каждый день просрочки (1% от цены товара). Если требования потребителя не выполняются и экспертизу не проводят, можно обратиться к независимым экспертам. Получив их заключение о том, что недостаток возник не по вине потребителя, он имеет право взыскать понесённые расходы с продавца (изготовителя). Если недостатки возникли по истечении гарантийного срока, но в течение двух лет со дня покупки, экспертизу оплачивает потребитель. При подтверждении производственного недостатка потребителю обязаны возместить эти расходы.
Доставка крупногабаритного товара
В соответствии со статьёй 18 закона доставка крупногабаритного товара и товара весом более пяти килограммов для ремонта, уценки, замены и (или) возврат их потребителю осуществляется силами и за счёт продавца (изготовителя). Эту обязанность может взять на себя потребитель. При этом продавец обязан возместить ему расходы, связанные с доставкой и (или) возвратом указанных товаров.
Светлана Усольцева,
ведущий специалист-эксперт территориального отдела Роспотребнадзора