Медиакарта
13:41 | 20 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

«Главное – научить учиться, а умение готовить всегда в жизни пригодится!»

«Моя вторая мама» - так иногда и в шутку и всерьез отзываются о своей наставнице подопечные мастера производственного обучения Елены Михайловны Мазохиной. А все потому, что именно она способствует их профессиональному рождению, помогает состояться как специалистам, найти подобающее место в жизни.

А начиналось все с мечты двух 15-летних ишимских девчонок стать модельерами. Взяли они газетку в руки, нашли объявление о наборе в профтехучилище и решили: едем учиться вначале на швей, а потом – в Омск, достигать вершины мастерства. Отправили по почте документы в Ярковское ПУ-52, а сами пошли на железнодорожный вокзал, в справочное, чтобы узнать – где же оно, это Ярково, находится-то? А там объясняют, что еще и на автобусе добираться придется. Родители скрепя сердце отпустили малолеток, и вот едут и едут они, дом все дальше, а села того все нет … Уже и глаза на мокром месте, и решимости поубавилось, а когда узнали по прибытии, что нужная им группа без получения среднего образования идет, и вовсе документы забрать готовы были.

«Тамара Петровна Смелик тогда завучем работала, - с улыбкой вспоминает начало своей карьеры Елена Михайловна. – Уговорила нас на поваров пойти учиться. Спустя 3 года подруга продолжила обучение на … хореографа, а я осталась в Ярково, устроилась в столовую, затем перешла на работу лаборантом-технологом на пищекомбинат, заочно окончила торгово-коммерческий техникум по специальности «технолог общественного питания». Посвятив 6 лет потребкооперации, молодой специалист в духе того постперестроечного времени «сходила в коммерцию», но быстро поняла, что это – не ее стихия. На тот момент в училище требовался мастер производственного обучения. «Я – и учитель??!» - да в такой роли Елена Михайловна себя и представить не могла. Но все же решила испытать судьбу. «Тамара Петровна подбодрила: «Коллектив поможет!».

И действительно, Лариса Леонидовна Калашникова ход уроков помогала продумать, Ирина Васильевна Безукладова советовала, как правильно подход к детям найти, Татьяна Егоровна Ганихина по методике ведения занятий нюансы разъясняла. Поначалу нелегко приходилось. «Элементарные вроде вещи ученикам объясняю – не понимают! Да и кто в столь юном возрасте всерьез собирается быть поваром? Для диплома в основном учатся, - поясняет Елена Михайловна. – Девчонки некоторые заявляют: «Да не нужна нам ваша 5, все равно по специальности работать не будем … » А спустя несколько лет приезжают на встречи, смущенно смеются – то одна, то другая в кафе, в ресторан серьезный устроилась. Конечно, кто-то выберет другую профессию. Но я считаю, что моя задача – научить их учиться, а умение готовить – это всегда пригодится. Удивить гостей кулинарным мастерством, быть дома непревзойденной хозяйкой. Когда я сама училась, тоже был характер, но с самого начала ко мне относились здесь как к взрослой, в училище ведь совсем другие отношения, не те, что в школе. Так я училась и их так же учу!».

Вначале поварята привыкают работать на массу, с большим количеством продуктов, а на 2-3 курсе уже идет специфика, все виды блюд, оформление и т.д. Для кондитеров имеется в образовательном учреждении своя лаборатория. Получив специальность, ребята могут прийти на производство и квалифицированно работать. Заместитель директора Татьяна Георгиевна Кучменко может многое рассказать о том, каким трудом это на самом деле достигается, ведь учебный процесс выстраивается с использованием инновациионных, мультимедийных и информационных технологий, технологических карт перемещения и многих прочих премудростей.

О том, что Елена Михайловна добилась многого за прошедшие годы, свидетельствуют успехи ее учеников на ежегодных конкурсах профмастерства, тот факт, что им присваивают повышенные разряды, они впоследствии поступают в техникумы, вузы, находят престижную работу. Старший мастер производственного обучения Татьяна Васильевна Долинина отмечает, что подопечные Е. Мазохиной на голову выше своих сверстников как в учебном, так и в житейском плане. И все благодаря тому, что Елена Михайловна сумела выстроить такие взаимоотношения, при которых нет у детей нужды скрывать какие-то проблемы, стесняться чего-то. Она не только наставник, но и надежный друг. «Если в чем-то не разбираюсь, то сразу так и говорю – узнаю и все вам скажу». Отдавая должное стремлению нового поколения развиваться, мастер без отрыва от производства повышает образовательный уровень в Ишимском педагогическом институте: «Если сами не обучаемся, застаиваемся, а ведь должны опережать молодежь, вести за собой. Да, ребятишки сейчас зачастую сложные, прав много, а про обязанности забывают … Но все они - дети нашего района, мы сами потом будем кушать хлеб, печенье, которые они будут готовить».

Олег РАЕВСКИЙ

Фото автора