Медиакарта
12:39 | 2 мая 2024
Портал СМИ Тюменской области

Нуждаясь материально…

Нуждаясь материально…
10:36 | 15 сентября 2011

Быстро меняются поколения, это естественный и необратимый процесс нашей скоротечной жизни. Но хотелось бы, чтобы при этом ещё и не мельчали нравы. Но, увы… Много хорошего есть у молодых, идущих нам на смену, – лёгкое владение техникой, практическое мышление, неплохие перспективы. Они, конечно же, пытаются отвергнуть многое, свойственное предыдущим поколениям. Вот и о декабристах юные экскурсанты часто спрашивают меня с лёгким пренебрежением, как бы ставя на них крест: «А актуальны ли они в наше время?».

На мой взгляд, герои девятнадцатого века своевременны как никогда. Да и вряд ли они потеряют свою популярность, ведь, оказавшись в экстремальных условиях после попытки что-то предпринять для улучшения жизни людей, сумели выстоять, сохранить себя как личности и сделать ещё много хорошего для нашего края. Примеров тому множество, но я остановлюсь лишь на одном – как декабристы решали материальный вопрос. Посетители музея очень часто интересуются: как, на какие средства они здесь существовали? Это и неудивительно, потому как вопрос материального благополучия - один из основных. Насколько обеспечен человек, настолько и жизнь его состоится. Никто не хочет быть нищим, от нужды порой опускаются, пропадают. Хотя бывают и исключения, начинают «с жиру» беситься, но это уже реже.

Декабристов наказывали по разрядам, в зависимости от степени вины – с первого по одиннадцатый. Самые тяжёлые – с первого по седьмой шли на каторгу, с восьмого определялись на поселение. Но вот ведь как в жизни случается – более лёгкое наказание обернулось для осуждённых сумасшествием и смертью. 16 из 28, определённых сразу, минуя каторгу, на поселение, похоронены в Сибири. А перворазрядников спасло то, что император побоялся расселять их поодиночке и соединил в одном месте – сначала в Чите, а потом в Петровском.

Высокая нравственность, порядочность позволили им блестяще решить многие вопросы совместного проживания на каторге, в том числе и материальный. Сразу же образовались две артели – Большая и Малая. Мы бы сейчас сказали – кассы взаимопомощи. Первая служила осуждённым в тюрьме, вторая - на поселении. Они складывались, «в соответствии с возможностями каждого», а делили по нужде. Например, Глебов вносил тридцать рублей, а Волконский и Нарышкин - по двести. Кто-то, не имея никаких средств поступления дохода, вообще ничего не вносил.

Пособия от Малой артели постоянно получали декабристы И. В. Киреев, Н. С. Мозгалевский, П. И. Фаленберг, братья Борисовы, А. А. Быстрицкий, И. И. Горбачевский, А. Ф. Фролов, позднее - вдовы и близкие умерших декабристов: жена и дети В. К. Кюхельбекера, сестра К. П. Торсона, дети В. А. Бесчаснова и другие.

С момента создания артелей бессменным старостой являлся декабрист Иван Иванович Пущин, тринадцать лет проживший в Ялуторовске на поселении. К нему за помощью мог обратиться любой, а он, даже если в кассе не было ни гроша, занимал и помогал. Но не это являлось главным его достоинством, поскольку помогал он по обязанности: Иван Иванович помимо прочего владел искусством помогать, не унижая. Поэтому даже самые щепетильные люди к нему обращались запросто.

Уже в Чите выработали Устав декабристской артели. Первый параграф гласил: «Опыт нескольких лет удостоверил нас в необходимости иметь всегда налицо определённую сумму денег, которая могла бы служить как для обеспечения общественных издержек, так и для удовлетворения каждого лица». Настоящее декабристское содружество, основанное на высокой духовности, позволило артели существовать очень долго.

Когда декабристы отбывали каторгу, они жили в одной тюрьме. Легче решались многие материальные проблемы, связанные с питанием и одеждой. Расселение по разным местам очень осложняло их жизнь. Поэтому уже в 1831 году в Уставе появился 69-й параграф: «Каждому из отъезжающих лиц артель обязывается выплатить всё, что, за исключением употребленных на него издержек, останется от полного годового содержания».

Никто не пытался побольше взять себе, никого из разбросанных на поселения по огромной территории нашего края и Кавказа, не выпускали из виду. Декабристы были в курсе семейных, бытовых, материальных проблем друг друга. И каждый из них знал (а такое знание дорогого стоит): есть Малая артель, их надёжный материальный помощник. Они помогали друг другу, родителям и жёнам друзей и их детям ещё и после Сибири. Когда умер Иван Иванович Пущин, руководство артели перешло к сыну декабриста И. Д. Якушкина – Евгению Ивановичу. В 50-60-х годах, когда декабристов оставалось всё меньше, артель стала символом их братства, готовности прийти на помощь друг другу во всякой житейской ситуации.

Дети и даже внуки декабристов помогали друг другу как и чем могли. Известно, что аккуратными и щедрыми вкладчиками в кассу артели были сын Волконских Михаил Сергеевич, дочь декабриста Н. М. Муравьёва Софья Никитична и её муж – племянник декабриста М. И. Муравьёва-Апостола Михаил Илларионович Бибиков, дочь декабриста С. П. Трубецкого Зинаида Сергеевна Свербеева и другие. Их детство прошло в Сибири, и, как высоко ни возносила потом судьба, в них всегда жило чувство принадлежности к «сибирской декабристской семье», бескорыстной товарищеской взаимопомощи, заботы друг о друге. «Наши детские и потом юные годы в ссылке нас соединили в горе, в несчастьи, и вблизи, и в разлуке, всегда сердце сердцу отзывается», - писала в 1860-м году дочь Трубецкого, общая любимица З. С. Свербеева.

В 1882 году один из последних оставшихся в живых декабристов А. Ф. Фролов сообщал: «Артель эта существует и до сих пор под управлением оставшихся в живых и детей умерших, и постоянно помогает нуждающимся как отцам, так и детям». Феномен декабристского братства состоит не только и не столько в материальной, физической, но и духовной поддержке друг друга.

А почему бы нам не брать с них пример? Почему мы сегодня не знаем подобных случаев взаимовыручки? И даже наоборот, вдруг стало модным смошенничать, обмануть, «кинуть» друзей, сослуживцев, родных. Сколько известно вопиющих случаев, когда поручители платят за заёмщиков… Вот и получается, что законы законами, а нравственная основа человека определяет его поступки во все времена. И лишь одно успокаивает: рано или поздно наше общество, справившись со многими социальными недугами, искоренит и это зло, призвав на помощь (наряду с другими положительными примерами) образец содружества декабристов.

Альбина БОЛОТОВА