Медиакарта
19:48 | 29 марта 2024
Портал СМИ Тюменской области

Договор подписан

Договор подписан
09:38 | 15 апреля 2010
Источник:

Утряска стратегических вооружений с ПРО продолжается

Сергей ШИЛЬНИКОВ

Евгений КРАН (рис.)

На прошедшей неделе в Праге подписан новый российско-американский договор о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-3). Предыдущий ратифицированный документ на эту тему (СНВ) был подписан в июле 1991 года, когда еще существовал Советский Союз. Срок действия того договора истек в декабре 2009 года. С того времени Россия и США стремились поскорее согласовать детали нового документа.

История вопроса.

Работа над заменой договора о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ), подписанного 31 июня 1991 года, срок действия которого заканчивался 5 декабря 2009 года, началась 15 декабря 2008 года на заседании российско-американской группы по стратегическому диалогу в Москве.

1 апреля 2009 года на встрече в Лондоне президенты Дмитрий Медведев и Барак Обама решили начать официальные переговоры. Первые раунды переговоров прошли 19-20 мая в Москве и 1-3 июня в Женеве.

6 июля в Москве Медведев и Обама подписали «Совместное понимание по вопросу о дальнейших сокращениях и ограничениях СНВ». В документе указывалось, что в новом соглашении число носителей должно быть ограничено пределами 500-1100 единиц, боезарядов – 1500-1675 единиц. В июне-ноябре стороны провели в Женеве еще шесть раундов переговоров. 11 ноября заместитель госсекретаря США Эллен Тошер, напоминает «Коммерсант», сообщила, что Вашингтон «очень разочарован» реакцией Москвы на свои предложения. Источники отмечали, что Москву не устроило желание Вашингтона контролировать российские мобильные комплексы.

15 ноября президенты двух стран встретились на саммите в Сингапуре. По итогам беседы глава МИД РФ Сергей Лавров заявил, что «стороны рассчитывают договориться к 5 декабря». К этой дате текст договора не был готов, и подписание отложили на 18 декабря. В этот день главы государств встретились в Копенгагене, но согласовать документ к той встрече переговорщики не успели.

24 января 2010 года Дмитрий Медведев заявил: «Девяносто пять процентов вопросов в новом договоре согласованы». 1-27 февраля в Женеве проходил очередной раунд переговоров. 3 февраля помощник Президента РФ Сергей Приходько предположил: «Март-апрель – это реальные сроки» для подписания. 14 февраля Сергей Лавров сообщил: «Договор согласован на девяносто семь процентов».

9 марта возобновились переговоры в Женеве. Ожидалось, что текст будет окончательно согласован в ходе визита в Москву госсекретаря США Хиллари Клинтон 18-19 марта.

Одним из вероятных мест подписания некоторые интернет-издания называли Киев. Почему именно Киев, не объяснялось. Вскоре выяснилось, что это «мыльный пузырь», который обычно пускают пиарщики, путающие шоу-бизнес с политикой. По окончании визита Хиллари Клинтон сообщалось: подписание СНВ-3 состоится в Праге.

Инициатива на этот счет исходила от Соединенных Штатов. Белый дом объяснял такой выбор, во-первых, тем, что именно здесь, в Праге, в апреле 2009 года президент Обама провозгласил начало борьбы за всеобщее ядерное разоружение. А во-вторых, чешское руководство должно было получить моральную компенсацию за то, что под давлением России Чехия выпала из планов Вашингтона по размещению элементов американской системы ПРО на территории Чехии.

26 марта, после телефонной беседы Дмитрия Медведева и Барака Обамы, было официально объявлено: «Договор между Соединенными Штатами Америки и Российской Федерацией о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений (СНВ-3) будет подписан 8 апреля в Праге».

Новый договор пришел на смену Договору СНВ, подписанному в июле 1991 года, и Московскому договору о сокращении стратегических наступательных потенциалов (СНП) от 24 мая 2002 года, который со дня подписания СНВ-3 прекращает свое действие. Что касается договора СНВ-2 (а был и такой, подписанный в 1993 году, напоминают «Известия»), то он так и не вступил в силу.

Согласно договору СНВ-3, в течение семи лет после ратификации каждая из сторон должна сократить число боезарядов для межконтинентальных баллистических ракет (МБР), баллистических ракет подводных лодок (БРПЛ) и тяжелых бомбардировщиков до 1550 единиц, что почти на 30 процентов ниже того уровня, который существовал по СНП.

Число развернутых носителей боезарядов – МБР, БРПЛ и бомбардировщиков – до 700 единиц. Общее же число развернутых и неразвернутых носителей – до 800 единиц.

Действие договора рассчитано на 10 лет.

Новое соглашение рождалось в муках. Переговоры начались летом 2009 года, однако в связи с разногласиями по поводу механизма контроля над вооружениями, методами подсчета боезарядов и нерешенным вопросом по американской противоракетной обороне (ПРО) в Европе стороны к истечению срока действия соглашения (СНВ), 5 декабря 2009 года, к договоренности не пришли.

С самого начала обсуждения нового договора Россия настаивала на том, чтобы в нем так или иначе учитывалась американская стратегическая противоракетная оборона (ПРО) в Европе, поясняет «Российская газета». В России считали, что, планируя разместить системы в Чехии и Польше, Америка напрямую угрожает безопасности России. Вашингтон же подчеркивал и до сих пор подчеркивает, что главная цель ПРО – защита от возможного нападения «третьих стран», таких, как Иран и Северная Корея.

Переговоры также затянулись и по причине того, что Москва учла прошлый неудачный опыт подобных соглашений. К примеру, по условиям Договора между СССР и США от 1987 года по ликвидации ракет средней и малой дальности (РСМД) Советский Союз уничтожил в два с лишним раза больше ракет (1752 против 859) и боеголовок к ним, чем Соединенные Штаты (у США такого количества ракет малой и средней дальности просто не было), лишившись жизненно важных для своей обороно-способности систем вооружения.

Во время переговоров по СНВ-2 в 1993 году нарушение ядерного паритета продолжилось: руководство Бориса Ельцина уступило американцам пункт, который был совершенно невыгоден РФ. Согласно этому пункту, сокращалось только количество развернутых систем, поэтому обе стороны имели возможность снимать боеголовки, безотчетно хранить их, а в случае необходимости возвращать на ракеты.

Причем разделяющиеся и неразделяющиеся боеголовки учитывались как одно целое. Однако у России все носители были моноблочные, и для того чтобы обеспечить равенство с Соединенными Штатами, ей потребовалось бы выпускать новые ракеты.

В итоге США сохраняли возвратный потенциал в общей сложности свыше 2000 боеголовок, что в четыре раза больше, чем имелось у РФ, и договор СНВ-2, еще раз напомню, так и не был ратифицирован.

В нынешнем договоре тоже есть узкое место, отмечает «Независимая газета». Москва так и не смогла добиться однозначной фиксации в нем ограничений на развертывание систем ПРО – стороны согласовали довольно обтекаемую формулировку. Согласно этой формулировке российский министр иностранных дел Сергей Лавров может на полном основании заявлять, что там присутствует «положение о взаимосвязи СНВ-ПРО», а американцы, с не менее полным основанием, говорить, что запрета на развертывание ПРО в Европе в договоре нет.

В отличие от средств противоракетной обороны процедура ликвидации стратегических носителей в договоре прописана предельно четко. Так, например, баллистические ракеты будут уничтожаться с помощью взрыва или «прореза в первой ступени отверстия диаметром не менее одного метра». При этом корпус ракетного двигателя «сминается, сплющивается или разрезается на две приблизительно равные части».

Похожая участь ждет и ракетные шахты – их будут разрушать «путем извлечения из грунта до глубины не менее 8 метров или взрыва на глубине не менее 6 метров».

А бомбардировщики просто разрежут «на две части в месте, явно не являющемся узлом соединения».

По завершении всех этих процедур уничтоженные вооружения должны оставаться на своем месте еще два месяца для визуального осмотра инспектирующей стороной.

К счастью, на практике резать, что называется, по живому России почти ничего не придется. На вооружении нашей армии, просвещает нас «Эксперт», сейчас находится всего около 600 носителей и примерно 1900 связанных с ними боезарядов. Причем уже продленный срок службы всех самых мощных наших ракет – РС-20 «Воевода» и РС-18, которые способны нести от шести до десяти ядерных боезарядов, – истечет в 2013–2017 годах.

То есть наш арсенал за счет естественного выбытия старых ракет и так будет намного меньше установленной договором планки. А вот американцам придется сократить свои боеголовки почти в 2,5 раза, а количество носителей уменьшить как минимум на 275 штук.

Правда, здесь у США и России есть свои маленькие хитрости. Так, американцы записали в СНВ-3 в качестве существующих типов носителей давно снятые с воору-жения ракеты Minuteman-II и Peacekeeper, тогда как Россия, наоборот, внесла в этот список пока еще не принятые на вооружение ракеты РС-24 (модернизированный вариант «Тополь-М») и РСМ-56 «Булава».

Это сделано для того, чтобы Соединенные Штаты минимизировали реальные потери и сэкономили на ликвидации, а наша страна смогла продолжить разработку новых ракет и принять их на вооружение, подтянувшись до уровня США.

По мнению Дмитрия Медведева, «паритет неукоснительно соблюден абсолютно во всех пунктах СНВ-3».

– Здесь нет выигравших и проигравших. Победили обе стороны, которые упрочили свою безопасность, – заявил после подписания договора Медведев.

По его словам, «мы получили документ, который в полной мере выдерживает баланс интересов России и США».

Не менее оптимистичен был и Барак Обама, выразивший твердую уверенность в том, что новый договор будет успешно ратифицирован в сенате.

– Оставив позади «холодную войну», мы начинаем вместе двигаться вперед, глядя в глаза новым вызовам и угрозам, – заявил Обама.

Новый договор вступит в действие в день обмена ратификационными грамотами и будет действовать до 2020 года. Впрочем, жизнеспособность этого документа будет всецело зависеть от действий американцев. Сразу же после церемонии подписания СНВ-3 МИД России распространил официальное заявление, в котором прямо сказано, что наша страна в одностороннем порядке может выйти из нового договора, если США продолжат качественное и количественное наращивание системы ПРО, которая будет угрожать нашему потенциалу стратегических ядерных сил.

Другими словами, договор СНВ-3 подписан, а утряска стратегических вооружений с ПРО продолжается.