Медиакарта
18:36 | 17 июля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Отдых, покой и понимание - первокласснику

Отдых, покой и понимание - первокласснику
15:40 | 21 сентября 2011
Источник: Сельская новь

Первого сентября в нашем районе более 200 первоклассников – еще вчерашних дошколят, сели за парты. У них, пока еще маленьких и беззащитных, начался новый и, наверное, самый трудный этап в жизни. Как помочь первокласснику адаптироваться к школе? Этот вопрос волнует многих родителей, потому что процесс привыкания к школьным условиям каждый ребенок переживает и осознает по-своему. На эту тему наш разговор с психологом МАУ КЦСОН «Милосердие» Еленой Юрьевной Плотниковой.

– Адаптация – это перестройка организма на работу в изменившихся условиях. Организм за определенное время должен привыкнуть работать в новом режиме. Первые две-три недели – самое тяжелое время для ребенка. В этот период на все новые воздействия его организм отвечает значительным напряжением практически всех своих систем. В результате в первом месяце учебного года многие первоклассники болеют. Затем организм ребенка находит приемлемые, близкие к оптимальным, варианты реакций на новые условия и после этого реагирует на нагрузки с меньшим напряжением.

В целом адаптационный период длится от двух до шести месяцев в зависимости от индивидуальных особенностей первоклассника.

– Елена Юрьевна, насколько трудно организму ребенка перестроиться на школьную жизнь? – Очень трудно. Некоторые дети к концу первой четверти худеют, по некоторым исследованиям даже не некоторые, а 60 процентов детей. У многих отмечается снижение артериального давления, что является признаком утомления. У некоторых детей наоборот давление значительно повышается – признак настоящего переутомления. У многих первоклассников родители наблюдают головные боли, усталость, плохой сон, снижение аппетита.

Первокласснику после занятий в школе желательно поспать, так как с непривычки детский организм сильно устает. Домашние задания вечером перед сном готовить не следует. Их лучше делать в середине дня. Считается, что у мозговой активности в течение суток имеется два пика: 9-12 часов и 16-18, когда и имеет смысл делать уроки. Важно уложить ребенка спать не позже девяти часов вечера. Потому что детям семи лет рекомендуется спать не менее 11 часов в сутки. Выспавшись, наш первоклассник успеет позавтракать, сделать зарядку и окончательно проснуться перед уроками. С приходом в школу у детей в два раза сокращается двигательная активность. А что такое двигательная активность для ребенка? Это его нормальный рост, развитие, жизнь, в конце концов. Замечу, что при поступлении в школу у ребенка тут же тормозятся и рост, и развитие. И к этому нужно быть готовыми. – А как же уроки физкультуры, разве их недостаточно?

– Да, физкультура – дело неплохое. Но двух уроков в неделю катастрофически мало, и проблемы они не решают. Даже три урока физкультуры, как считают специалисты, компенсируют лишь около 10 процентов необходимой двигательной активности детей. Ребячьему же организму, который растет активно только в движении, необходимо не менее восьми часов занятий физкультурой в неделю по полтора-два часа в день. Иначе дети не смогут восстановить свои силы. Вот и начинают болеть первоклашки, потому что такую интенсивную физическую нагрузку имеют лишь единицы из них. Нужно обязательно следовать советам врачей и минимизировать пребывание новоиспеченного школьника перед телевизором и монитором компьютера, если уж нет возможности вообще свести их на нет.

Очень важный момент в изменении поведения первоклассника, когда он начинает грубить, проявлять агрессивность, чего за ним раньше никогда не замечалось. Родители растеряны и обижены в этой ситуации. Как бы то ни было, детей в первые дни школьной жизни наказывать нельзя. Им и так тяжело. Да и вообще, уважаемые родители, с наказаниями надо быть очень осторожными.

– Что же тогда делать? Молча терпеть дерзость ребенка?

– Нет, конечно. Можно сказать: «Мне неприятно, когда ты кричишь. Постарайся успокоиться и я с удовольствием поговорю с тобой» или «Когда ты кричишь, мне очень трудно говорить с тобой. Я слышу звук, но не понимаю, что ты хочешь мне сказать. Давай попробуем успокоиться и поговорить тихо». При этом стресс, в котором пребывает ребенок, не усиливается, атмосфера не нагнетается. И еще, если ребенок кричит, родителям не следует переходить тоже на крик, разговаривая с ним.

Получается, что любые неадекватные состояния ребенка в начале учебного года – это не каприз или поведение, подлежащее пресечению, а что-то вроде болезни. За отношения отвечает всегда старший. Вот и постараемся уходить от конфликтов любой ценой. Отнесемся к новоиспеченному первокласснику как к другу, у которого сейчас в жизни трудный период. Мы же не будем сводить счеты и предъявлять требования к человеку, которому и так плохо? Так оставим на это время в покое и малыша-первоклассника.

Автор: В. Бабушкина