Медиакарта
6:44 | 20 ноября 2024
Портал СМИ Тюменской области

Как не купиться на рекламу?

имеете право

— Порой удивляешься ловкости и изворотливости рекламы, работающей на алкогольную промышленность. Громкие, порой экстравагантные названия, разнообразие емкостей, акции, даже соревнования… Дело дошло до бронзового памятника крепкому спиртному в виде пятиметровой бутылки работы Эрнста Неизвестного и музея истории русской водки в Угличе. Реклама действительно «сильное средство». Особенно быстро ей сдаются открытые всему новому, а также неискушенные люди. Как не попасться на рекламные удочки и сберечь деньги в кошельке?

Анатолий НЕБОГАТОВ, г. Тюмень

Принцип «повторение – мать учения» действует безотказно. После двадцать пятого просмотра даже самого тупого ролика мозг автоматически запоминает его во всех подробностях: от треска разорвавшейся застиранной рубахи до интонации, с которой была произнесена фраза «…вот она, реальная экономия!». Если, покупая бутылку шипучки, вы бормочете себе под нос что-то вроде «не дай себе засохнуть» или холодеете при мысли о том, ЧТО может скрываться под ободком унитаза, пора почитать, а лучше вырезать и повесить на видное место эту статью! Фигуристки в креслах

Сказка. Время убегает как вода, а у тебя один «режим»: работа-дом, дом-работа. Совсем не остается времени на себя. Или ты просто укрываешься занятостью, как щитом, от любых упреков?! Про фигуру и говорить нечего: вся красота осталась в прошлом, еще на школьных уроках физкультуры. А мы ее, фигуру то есть, за один присест вернем! Куплю вот тренажер-бабочку и стану такой же, как красавица на экране. Она и сама подтверждает: «Делай, как я, – и будешь само совершенство».

Антисказка. Чтобы получить максимальный результат от тренировок, требуется общее воздействие на все системы организма: сердечно-сосудистую, дыхательную, мышечную.

Домашние же тренажеры действуют локально и далеко не так эффективны, как обычные физические упражнения. Некоторые устройства к тому же могут быть противопоказаны человеку по состоянию здоровья. Не слишком полезны в плане фитнеса набирающие популярность миостимуляторы, или «тренажеры для лентяев». Эти приборы заставляют мышцы сокращаться с помощью разрядов электрического тока. Изначально они предназначались для реабилитации людей после инсультов, инфарктов, травм.

Обывателю миостимуляторы преподносят как способ без усилий увеличить мускулатуру и убрать лишний жир из проблемных зон. Здоровым людям пользоваться такими приборами нельзя: локальная стимуляция мышечной активности может быть назначена только врачом. Постоянное же использование «тренажеров для лентяев» приводит к нарушению развития мышечной ткани, и быстрая переутомляемость – не самое страшное последствие таких упражнений. А жиры сжигаются только во время тренировок, связанных с двигательной активностью. Вон из собачьей миски

Сказка. Сегодня редко кто кормит собаку или кошку натуральной едой, «по старинке»: мясом, кашами, творогом, молоком… Промышленный сухой или в консервах корм гораздо удобнее – готовить не надо, хранить «по-особому» тоже. Насыпал в миску, и домашний любимец с утра до вечера «сидит» на вкусных подушечках. Корм, как утверждают компании-производители, идеально сбалансирован по составу важнейших питательных веществ и витаминов и потому не только вкусен, но и полезен. На полках в супермаркетах стоят красивые баночки и коробочки для котят и щенков, для беременных, с негустой шерстью, пушистых, подвижных, «пожилых» животных. Есть специальные диетические корма: если у кота, к примеру, лишний вес или мочекаменная болезнь. Только для ваших барсиков и бетховенов – кусочки свежеприготовленной отборной говядины, баранины, кролика, курочки, лосося и креветок. Объедение!

Антисказка. На Западе в середине 90-х годов появились исследования, где говорилось, что все корма, невзирая на цену, одинаково опасны для здоровья животных. Они сокращают им жизнь и провоцируют серьезные заболевания – от кожных аллергий до онкологии. Главную причину опасности кормов и консервов ветеринары видят в их токсичном производстве. Высокотемпературная технология убивает питательные вещества и витамины, например, важнейшую для здоровья кошек аминокислоту таурин (ее недостаток приводит к слепоте и сердечной недостаточности).

Для придания аппетитного «мясного» запаха (он-то и привлекает животных в корме) и окраса используются искусственные красители, токсичные жиры и стабилизаторы. В частности, нитрит натрия – при его взаимодействии с желудочным соком и пищевыми компонентами образуется мощный канцероген. Кроме того, в готовых кормах часто используются несъедобные наполнители, тяжелые металлы, сахар, пестициды, гербициды и растительный (например соевый) белок вместо животного… Все еще верите, что сухие корма изготавливают из парного мяса? Тогда сходите на экскурсию в утиль-цех. Не существует в природе «полезного» лекарственного корма!


Магия цифр

Сказка. Китайская поговорка гласит: «Одна маленькая картинка стоит тысячи слов». Но картинкой создатели рекламных роликов не ограничиваются, подкрепляя визуальные образы цифрами. Правда, в большинстве случаев они берутся с потолка. Преимущества использования цифр для убеждения граждан в необходимости покупки товара отечественные рекламщики оценили еще в середине 1990-х годов. Именно тогда начали появляться ролики, в которых утверждалось, что «наше средство на 45 процентов лучше очищает поверхности», а именно «эти батарейки работают в пять раз дольше других». По утверждениям психологов, цифры на телеэкране привлекают внимание зрителей сильнее, чем слова, а внимание к ролику гарантирует рост продаж.

Антисказка. Этот порошок отстирывает в 6 раз больше пятен, а тот пылесос работает на 23 процента тише, ломкость волос после применения того шампуня сокращается на 81 процент. Создатели рекламы стараются избегать круглых чисел. Это не случайно. Число 81 для рекламы подходит больше, чем 80: у зрителя создается впечатление, что были проведены точные и доскональные расчеты. Круглая же цифра может вызвать подозрение и недоверие. По Закону «О рекламе» все числа, которые используются в рекламе, должны быть получены в результате исследований или опросов. В действительности этот пункт легко обойти, не нарушая закона.

Возьмем для примера телевизионный ролик про косметическое средство. Рядом со словами на экране «сглаживает морщины на 39 процентов» можно разглядеть небольшую звездочку. Внизу экрана в качестве сноски – мелким шрифтом надпись вроде «по итогам опроса пятидесяти женщин». Даже если допустить, что те пятьдесят дам отвечали честно, подобная выборка ничтожна. Но закон минимального количества респондентов не регламентирует, а значит, юридически все верно.

Интересно, что в Европе контролирующие органы уже начинают принимать меры против подобного использования цифр. В Великобритании запретили трансляцию рекламы одного антицеллюлитного крема. В ней утверждалось, что продукт испытали 48 женщин, 71 процент которых согласились с утверждением, что крем позволяет уменьшить объем бедер. Эксперты британского совета по рекламе пришли к выводу, что доказательства эффективности крема недостаточны. Нам бы их пытливость и напористость. Продам. Супервыгодно

Сказка. Выкроив свободные полчаса этак вечерком в середине декабря, аккуратно составляете список подарков. Для себя, хорошей. Для него, любимого. Для мамы-папы. Братьев-сестер. Бабушек-дедушек. Подружек-друзей.

Не хочется никого обидеть. Пусть даже подарок будет в виде финтифлюшки, зато от души! Дело за малым – взять штурмом торговые павильоны в радиусе десяти километров. На поиск первого презента уходит как минимум три дня. И большая часть «подарочных» денег. Идеальный вариант мотания по магазинам – распродажи. Экономия – раз, чувство азарта – два. Только представьте, с каким лицом вас проводят до кассы соперницы, упустившие прелестную вещицу!

Антисказка. Конечно, распродажа распродаже рознь. Кто-то распродает эксклюзивные вещи из старых коллекций со скидкой 70 процентов, кто-то вывешивает на дверях объявление «скидки до 90 процентов», даже если на этих условиях продается пара тапочек из ассортимента трехэтажного магазина обуви. Во время сезонных распродаж, устраиваемых известными бутиками, есть шанс за полцены, а то и дешевле купить фирменный костюм, сумку, сапоги… На разовых распродажах ассортимент товара существенно шире, чем на сезонных, но размер скидок обычно не превышает 20—40 процентов. Интересно другое: после завершения распродаж хозяева торговой точки часто возвращают непроданную вещь на прежнее место – понятно, по прежней, высокой цене. Самые выгодные распродажи – ликвидации: они приурочены к закрытию магазина. Избавиться от товара нужно как можно быстрее, поэтому магазин делает большие скидки. Но! Далеко не всякая «ликвидация» в действительности является таковой. Некоторые торговые точки на протяжении последних лет находятся в состоянии «полной распродажи по случаю закрытия магазина».

В таком случае понятие «ликвидация» – маркетинговая уловка.

Отправляясь на распродажи, помните: заверения продавца, что уцененные товары обмену или возврату не подлежат, не имеют никакой силы. Согласно статье 25 Закона «О защите прав потребителей», гарантия на купленный со скидкой товар все равно сохраняется, и потребитель вправе предъявить претензии в случае обнаруженных недостатков.

Автор статьи: Анастасия ЛАНДЫШЕВА

Рубрика: Общество