Медиакарта
13:53 | 2 мая 2024
Портал СМИ Тюменской области

Уборочная страда 1946 года

О том, как проходит «битва за урожай» (и не только в нашем районе), мы узнаем из газетных статей и телепередач. Читая и просматривая их, мы не всегда задумываемся, каким «потом и кровью» дается она хлеборобам, довольны ли они результатами своего труда, радуются ли богатому урожаю.

Другими глазами взглянуть на крестьянский труд, в том числе и на труд современных хлеборобов, думаю, поможет мой рассказ об уборке урожая в нашем районе в послевоенном 1946 году.

В то время сельское хозяйство района представлялось тремя совхозами - Красноорловским, Раздольским и Комсомольским, и тридцатью тремя колхозами.

Точных данных о посевных площадях этого года не найдено, но известно, что в 1950 году вся посевная площадь хозяйств составляла 31040 га (примерно шестая часть приходилась на совхозы), в том числе зерновых культур - 24922 га, из которых половина засевалась пшеницей. Сеяли также рожь, ячмень, лен-кудряш, махорку, многолетние травы. Сажали картофель и овощи.

Одной из главных задач района в период уборки было выполнение плана сдачи зерна государству. Поэтому все усилия партийных, советских органов, председателей колхозов и совхозов были направлены на то, чтобы «с первых же дней уборки по-большевистски организовать сдачу хлеба государству».

Начиная с июля, буквально через день - два, принимается ряд постановлений исполкома районного Совета депутатов трудящихся и бюро РК ВКП (б) по вопросам подготовки и проведения уборочной и хлебозаготовительной кампании.

Одним из постановлений был утвержден годовой план сдачи зерна государству по району из урожая 1946 года в размере 33 250 центнеров; другим, в соответствии с директивой сверху, был утвержден дополнительный план хлебосдачи государству по обязательным поставкам отдельным колхозам, «имеющим лучшие виды на урожай зерна в пределах до 50% к начисленному ранее годовому плану». Этот дополнительный план для разных колхозов составлял от 150 до 600 центнеров.

Еще одним постановлением уполномоченным от райкома партии и исполкома районного Совета, которые на период уборки направлялись в колхозы и совхозы для осуществления контроля, предписывалось «учитывая особую важность и ответственность за полное выполнение плана хлебосдачи наряду с проверкой технической базы на глубинных пунктах Заготзерно немедленно приступить к организации в колхозах транспортных бригад, укомплектовав их преимущественно коммунистами, комсомольцами и честными колхозниками». (Транспортные бригады создавались для транспортировки зерна на склады и глубинные пункты, а также в зачет хлебосдачи государству - в Омутинку и Голышманово. В целях предотвращения хищения зерна в пути, и нужны были добросовестные возчики).

Проводятся районные совещания комбайнеров, бригадиров транспортных бригад, лейтмотивом которых является принятие мер по уборке урожая «первого года сталинской пятилетки в срок и без потерь».

Страницы районной газеты «Знамя Ленина» пестрят заголовками: «В сжатые сроки уберем урожай!», «Хоть сейчас в поле», «Организованно проведем уборку урожая и заготовку кормов», «Две нормы в день», «Взятые обязательства выполним»…

Там же публикуются обращения к колхозникам и колхозницам, работникам МТС и совхозов, которые призваны сыграть свою идеологическую роль, а по большей мере являются руководством к действию. Вот их содержание:
«В настоящие горячие дни жатвы урожая никто не может быть в стороне от всенародного дела, дела громадной хозяйственно-политической значимости. Каждый должен найти свое место в этой напряженной борьбе за хлеб…»; «В годы Отечественной войны хлеб был нашим оружием, а работа в области хлебозаготовок приравнивалась к фронтовой работе. Сейчас, в дни мирного строительства, хлеб является нашим оружием в борьбе за выполнение пятилетней программы восстановления и развития народного хозяйств СССР»;

«Не ожидайте созревания хлебов на больших массивах, немедленно начинайте уборку по мере созревания хлеба на отдельных участках! Развертывайте социалистическое соревнование за лучшее проведение уборки! По-стахановски используйте комбайны и простейшие уборочные машины!»

Эти призывы имели действие.

Например, в колхозе имени Кагановича (д. Сухая) первым в районе начавшем уборку ржи, помимо сенокосилок, на поля вышло 22 жницы.

Созданы были звенья жниц из пожилых колхозниц в колхозах «Путь к социализму» (д. Горюново), «Ленинский путь» (д. Няшино). Здесь отдельные жницы выжинали серпом по 23-27 сотых гектара при норме 12 сотых гектара, а косари озимых хлебов литовками дневное задание выполняли на 120-140 процентов, выкашивая до 0,9 га.

Ударно на уборке урожая трудились машинисты сенокосилок и комбайнеры. Так, например, машинисты сельхозартели «Красный партизан» (д. Иваново) Баженов Анатолий и Логинов Александр выкашивали до 4 гектар вместо трех, предусмотренных нормой, а комбайнер Рухленко Лука на комбайне «Коммунар» за 5 рабочих дней убрал 62 гектара, «выполняя производственное задание на 150 процентов при хорошем качестве». Комсомольские организации района вместе со всеми принимали активное участие в проведении полевых работ. Комсомольцы и сельская молодежь в составе комсомольских, молодежно-комсомольских бригад помогали колхозам убирать урожай вовремя и без потерь, «с честью выполнить первую заповедь - досрочно рассчитаться с государством по хлебопоставкам». Они входили в состав постов по охране урожая, в состав транспортных бригад для возки хлеба.

Кроме этого, они занимались агитационной работой: проводили читку газет, выпускали «боевые листки», устраивали газетные витрины, заносили на Доску Почета победителей соцсоревнования.

И даже работники редакции газеты «Знамя Ленина», освещавшие ход страды, также принимали непосредственное участие в «битве за урожай». Они организовывали селькоровские рейды, основной задачей которых было «вскрытие всех источников потерь урожая на полях, на токах, при перевозках и хранении зерна и их устранение».

4 октября 1946 года первым в районе план хлебопоставок выполнил Красноорловский совхоз. В связи с чем в районной газете была опубликована телеграмма - поздравление коллективу совхоза, адресованная директору совхоза тов. Екимову, секретарю первичной партийной организации тов. Коростелеву, старшему агроному Кишкину, в которой выражалась уверенность, что совхоз также успешно завершит уборку урожая и обмолот хлеба и сдаст государству сверх плана не менее 1000 центнеров хлеба».

Но, несмотря на прилагаемые усилия, героический труд отдельных колхозников, уборка в районе с самого её начала шла тяжело. (По состоянию на 11 сентября район находился на 22 месте в области по сдаче хлеба государству).

Так, в ряде колхозов имело место «игнорирование уборки простыми машинами и вручную», допускались большие потери при уборке комбайнами. Скошенные ударными темпами хлеба не всегда своевременно скирдовались и обмолачивались, долго лежали в копнах и суслонах, на некоторых полях несобранные снопы прорастали в землю. Не все «глубинки» были готовы к приему зерна.

К примеру, «не на высоте своего положения оказался Армизонский глубинный пункт». Здесь на складе имелись всего одни весы, возле которых ежедневно скапливалось большое количество подвод, ожидающих своей очереди. Не было ни одного крытого навеса, где можно было бы производить прием зерна в ненастную погоду, а также поставить подводы, чтобы спасти зерно от дождя.

Были случаи, когда жители райцентра, получившие мобилизационные листки для работы в колхозе, отказывались от участия в уборке урожая, за что, правда, народным судом приговаривались к «шести месяцам трудовых исправительных работ».

Более сурово был наказан председатель одного из колхозов, который «с первого дня хлебоуборки проявил себя как саботажник, направив свои антисоветские действия на развал трудовой дисциплины, на срыв уборки урожая и срыв сдачи хлеба государству». Решением суда он был приговорен к 5 годам лишения свободы, с взысканием с него в пользу колхоза 51 900 рублей.

А самое главное, план хлебопоставок катастрофически не выполнялся. На начало октября только Красноорловский совхоз выполнил его на 75%, четвертая часть колхозов - на 27-34%, а остальные - и того меньше.

Такое положение дел в районе не осталось незамеченным руководством области. По этому поводу был принят ряд постановлений исполкома облсовета и бюро обкома.

В связи с чем, 24 сентября 1946 года пленумом Армизонского райкома партии, обсуждавшем постановление бюро Тюменского обкома ВКП (б) о ходе хлебозаготовок в Армизонском районе, был снят с работы первый секретарь райкома партии «за неприятие мер по выполнению государственного закона о хлебозаготовках и за допущение потерь при уборке урожая в колхозах и совхозах района».

Исследование имеющихся в наличии архивных документов не позволило узнать: выполнил ли Армизонский район в 1946 году свои обязательства перед государством или нет. Судя по последней сводке, опубликованной в газете, на 25 ноября 1946 года только два совхоза Красноорловский и Раздольский выполнили их. Один - на 108%, другой - на 105,6%. А из колхозов ни один выше 62% не поднялся.

Автор: Г.В. Яковлева, заведующая сектором по архивным делам администрации Армизонского муниципального района