Новоберезовцы – народ гостеприимный, встречают всегда с огромным радушием. Так случилось и в этот раз.
…Подъезжаем к добротному пятистеннику. За калиткой – дощатый тротуар, идеально выметенный, подводит прямо к дому. Кругом чистота и порядок. В избе – та же картина: белоснежная, как невеста, печь, сверху задёрнута светлыми шторками, на старинном буфете и лавке – рассада помидоров и перцев. Во всём чувствуются заботливые руки хозяев. Мы в гостях у старожилов Новоберезовки – Наумчик Василия Ивановича и, как назвалась хозяйка с характерным березовским говором, «Ганны» Яковлевны.
В текущем году супруги отметят 55 лет совместной жизни. Такой внушительный отрезок времени в супружестве называют красиво – изумрудная свадьба. Смотришь на этих пожилых людей и любуешься, слушаешь – заслушиваешься. Анна Яковлевна, несмотря на свои 76 лет, до сих пор не утратила женской красоты и стати: черноглазая с густой копной богатых тёмных волос, слегка подёрнутых сединой, она – балагурка и живчик. Восьмидесятишестилетний Василий Иванович – голубоглазый, седовласый мужчина, он напротив – степенный и рассудительный.
…Рос хлопец в семье, где кроме него было ещё четверо детей. О тяжком труде, холоде и голоде знает не понаслышке. Работать Вася пошёл, окончив пять классов, – надо было помогать семье. А как только ему исполнилось семнадцать лет, был призван в армию. На дворе шёл грозный 1943 год. Началась уже другая, взрослая жизнь Василия Наумчика.
Первые армейские шаги были сделаны в Омске. Юноша попал в морфлот. Девять месяцев учёбы во Владивостоке, и вот он – новоиспечённый интендант – специалист, занимающийся в вооружённых силах вопросами снабжения войск. Продолжилась служба на миноносце «Редкий». Василию пришлось защищать восточные рубежи нашей страны. Вдоль берегов Тихого океана советские моряки охраняли границу от японских оккупантов. В декабре 1945 он вернулся во Владивосток, откуда его отправили в Петропавловск-Камчатский для продолжения службы.
– Годов много прошло, но помнится и хорошее, и плохое, – делится сегодня ветеран. – На корабле служить не дай бог! Качка! Как закачает, кажется, весь мохом зелёным обрастешь. Есть ничего не можешь.
Вернулся домой он только в 27 лет, 14 апреля 1951 года ,возмужавшим, отдав почти восемь лет служению Родине.
– Я ж молодче его намного, жила за рекой, – вступает в разговор Анна Яковлевна. – Он пришёл, а мы в окна глядымо, моряк идэ, ленты на бескозырке колышутся. Ой, Наумчик идэ, Наумчик! Только тогда я его и увидала.
Некоторое время Василий работал продавцом в Новопетрово, закупал чёрную смолу – живицу. Потом устроился лесником в Вагайский район, где трудился более 20 лет. Работая лесником, он и повстречал свою вторую половинку.
– У нас была большая семья, – рассказывает Анна Яковлевна, – и меня ещё молоденькой семнадцатилетней девчонкой отправили в леспромхоз Вагайского района заготавливать вручную дрова, где я четыре с половиной года отработала. А Василий как раз с отчётом приехал. Я жила в деревне Сычи, мы с девчонками пришли в клуб, смотрю – парень березовский. Я подошла спросить, как моя семья. А он говорит, что мать болеет, приехал забрать меня домой. Вася мне ничего не сказал, чи я ему понравилась, чи нет. Як так можно хлопцу! Никто не поверит – 80 километров он виз меня с моим ящичком на возу, так ни словом и не обмолвились. Приехали в Новопетрово, там жил его сродный брат, говорит, надо коня накормить и самим чаю попить. Сам братовой жене Нине сказал, что невесту себе везёт, об этом я узнала от неё уже на нашей свадьбе. Привёз он меня до дому, высадил и поехал, хоть бы слово сказав! На другой день иду из клуба – он за мною, так до сих пор и ходит, – смеётся. – Это, видимо, судьба.
Действительно, судьба. Чета Наумчик прожила долгую жизнь, в которой были радости и горести, отметила «золотую» свадьбу, вплотную приблизилась к «изумрудной». И дай бог встретить «бриллиантовую»! Они вырастили троих замечательных детей, которые не забывают своих стариков. Чтобы облегчить жизнь родителям, сын Владимир купил им квартиру в городе Ялуторовске. Да где же! Всю жизнь жить на земле, имея 30 соток огорода, держать полный двор скотины, а теперь от земли оторваться?! У них до сих пор 16 соток обрабатывается.
– А скотину мы и зараз держим. Сейчас, правда, болеем, остались только свиньи, овцы да куры. Без работы не можем, – в голос говорят супруги.
Главное богатство Анны Яковлевны и Василия Ивановича – пятеро внуков и трое правнуков. А сколько их впереди! Жизнь продолжается.
О. МАГЖАНОВА
Фото С. СТЕПАНЮКА