В классе два десятка ребят. Тишина почти образцовая, ведь у доски стоит не учительница, а сотрудница госнаркоконтроля.
Свой профилактический урок для старшеклассников Дегтярёвской школы старший дознаватель Управления федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков Ольга Анатольевна Казак начала с предложения выключить мобильные телефоны. За час ребятам предстояло получить комплексные знания о вреде наркотиков и последствиях их потребления – тема серьёзная, и отвлекаться не стоит.
Обычно на таких занятиях педагогов просят не присутствовать, а у детей намеренно не спрашивают имён и фамилий – всё сделано для создания непринуждённой обстановки.
- Какие виды наркотиков вы знаете? – задаёт первый вопрос сотрудница УФСКН. В ответе на него определяется уровень познаний учащихся в области «препаратов смерти».
«Гашиш», «кокаин», «план», - слышны ответы втянувшихся в беседу парней. Через полминуты к ним подключаются девушки: «опиум», «марихуана», дополняют они неширокие познания своих одноклассников.
Одобрив невысокий уровень эрудиции в этом вопросе, Ольга Анатольевна приступает к рассказу об административной и уголовной ответственности за хранение, распространение, взращивание и потребление наркотиков. Школьники слушают внимательно, хотя некоторые положения закона уже знают. Отдельно говорится и о пропаганде отравы, ведь за ношение ремней, браслетов, колец, футболок, на которых изображена символика наркотических веществ, также предусмотрены административные санкции.
Рассказ о запрете курительных смесей сменил просмотр документального филь-ма «Полуфабрикаты смерти». Он длится всего пятнадцать минут, однако за это время учащиеся смогли увидеть все ужасы дезоморфиновой наркомании. Не раз и не два школьники прикрывали глаза, чтобы не смотреть на кошмарные последствия потребления «синтетической дури».
Предвосхищая обсуждение киноленты, без которого просмотр таких фильмов не рекомендован, О.А. Казак подчеркнула, что уведенное детьми – не ужастик, а повседневная реальность.
Вопросов у учащихся было немного. «И так всё понятно», - сказал один из наиболее разговорчивых парней. Однако Ольга Анатольевна привела в пример городских школьников, активнее участвую-щих в беседе. Но и здесь ребята хором сказали наркотикам «нет!», а от предстоящего иммунохроматографического тестирования они и не думают увиливать – и себе, и родителям спокойнее.
Следующим моментом урока был просмотр драматической 25-минутной истории «Дневник Насти» о любви и последствиях единственного внутривенного укола в ком-пании наркоманов, больных ВИЧ-инфекцией. Этот фильм школьники смотрели внимательней: по ходу его сюжета на экране возникали специальные паузы, предлагающие ребятам встать на место героев. Открытый финал фильма вызвал уже более длительное общение, чем после просмотра первой киноленты.
В оставшееся время нестандартного урока разговор шёл о занятиях спортом, посещении кружков, будущем поступлении в вузы, службе в армии и простых, непреходящих ценностях жизни. Занятость школьников, как справедливо считают сотрудники УФСКН, - обязательный элемент грамотной профилактики.
Святослав ВИНОКУРОВ, фото автора