Медиакарта
3:08 | 19 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

И так всю жизнь

И так всю жизнь
14:59 | 28 сентября 2011
Источник: Наша жизнь

По рассказу этой умудрённой опытом женщины можно писать историю Казанского района в целом и историю здравоохранения. Елизавета Максимовна Бачурина, которой в сентябре этого года исполнилось 90 лет, всю свою жизнь прожила в Ильинке.

– И родилась здесь, и крестилась, и работала, – рассказывает моя собеседница.

Своими сухонькими руками она поправила седые волосы, выбившиеся из-под платка. Мне достаточно было задать один вопрос, чтобы услышать в ответ интереснейший рассказ.

– Цыганка нагадала мне, что проживу я долгую жизнь – 80 лет, – говорит Елизавета Максимовна. – А я вот уже 90 лет прожила…

Смеётся. И смех у неё заразительный такой, жизнерадостный. Так и хочется смеяться вместе с ней, и настроение заметно улучшается. Вот ведь как в жизни бывает! Сидит передо мной в инвалидной коляске пожилая женщина, которая плохо видит, плохо ходит. А жизнелюбия, оптимизма у неё – хоть занимай. Она из рода долгожителей. Отец и мать умерли, когда им было за восемьдесят. Живы, к счастью, сёстры Елизаветы Максимовны, которым сейчас за семьдесят, а вот сродной сестре Марфе Васильевне Глотовой в сентябре исполнилось 95 лет.

Не думала Елизавета, не гадала, что свяжет свою жизнь с медициной. Настояла мама, которая, хоть и неграмотной была, сказала дочери: «Иди учиться в медицинскую школу. Медицинские работники будут нужны всегда. При любой власти». И поехала четырнадцатилетняя девочка поступать в Ишимскую фельдшерско-акушерскую школу. Успешно сдала вступительные экзамены. В 1939 году окончила её и по распределению должна была отправиться во Владивосток. Сомнений у девушки не было, так хотелось ей уехать далеко и там начать новую жизнь. Но для поездки на Дальний Восток необходимо было разрешение НКВД. Пока готовились документы, пригласили Елизавету поработать в Ильинскую больницу. Фельдшер сказал, что, мол, посидишь пока в амбулатории, будешь больных принимать. А в первый же вечер постучала в окно родительского домика, где жила Елизавета, медсестра и сказала: «Максимовна, на выход!» Оказалось, что в первый же рабочий день (точнее, ночь) привезли роженицу. Елизавета собралась, пошла в больницу. Приняла одни роды, потом вторые, потом третьи. Утром, усталая, шла домой и думала: «Господи, неужели так будет всю жизнь?» Отработала Елизавета Максимовна месяц в Ильинской больнице. А тут и документы из НКВД вернулись: можно ехать. Только не отпустили новоиспечённого медика в далёкие края коллеги из райздрава. Так и осталась Елизавета Глотова жить и работать в Ильинке. В 1941-м, когда началась Великая Отечественная война, вызвали Максимовну в военкомат. Велели сразу взять с собой немножко вещей, ложку да кружку. Так Елизавета Глотова оказалась на фронте. Служила в полковой санчасти в посёлке Большая Вишера, что в Новгородской области.

– И после первого же боя не осталось в помине ни полка, ни санчасти, – рассказывает Елизавета Максимовна. В полевом госпитале она проработала около года. За все эти месяцы даже кирзачи ни разу не сняла. Холодно было, сыро, голодно. И заболела медсестра Лиза. Так болезнь скрутила, что её в бессознательном состоянии отвезли в госпиталь, что располагался под Малой Вишерой. Пролежала Елизавета Максимовна в больнице долго, потом комиссовали по болезни.

Исхудавшая, вернулась она домой, в Ильинку. Ноги после болезни совсем перестали слушаться. Ходила Елизавета с палочкой, но на работу вышла сразу – некому было лечить. Вела приём больных, в течение пятнадцати лет проработала операционной сестрой – хорошей подмогой была хирургам. Даже выполняла обязанности главного врача Ильинской больницы.

Чтобы понять масштаб работы, нужно только представить, сколько населённых пунктов обслуживали тогда ильинские медработники. Это двенадцать больших и малых деревень! В больнице имелось хозяйство: лошади, рабочие волы, коровы, свиньи, даже пятнадцать пчелосемей развели, в огороде выращивали овощи, картошку. Самостоятельно заготавливали медработники сено, дрова. И всё это успевали делать наряду с выполнением основных обязанностей.

Елизавета Максимовна Бачурина рассказывает, как готовила к операции инструменты. И с гордостью замечает, что ни одного случая, связанного с плохо простерилизованными инструментами, не было. Постоянно проводили подворные обходы населения, проверяли людей на заболевания, ставили детям прививки. О своём, о личном, Е.М.Бачурина практически не вспоминает. В её жизни была только работа. Конечно, она вышла замуж, родила сына, помогала воспитывать племянников Сергея и Виктора, ухаживала за матерью. Кроме того, всегда была человеком активным, поэтому и в партию вступила, и на всех выборах то председателем, то секретарём избирательной комиссии была. Награждена Елизавета Максимовна орденом Отечественной войны, юбилейными медалями и множеством грамот за добросовестный многолетний труд.

И вспомнила моя собеседница, как в самом начале своего трудового пути после первой бессонной ночи подумала со страхом: «Неужели так будет всегда?» Всю свою жизнь в холод и в жару, в дождь и в ясную погоду шла она к своим пациентам, чтобы помочь им выздороветь. И так было всегда…

Автор: Тамара НОСКОВА