Александра Ефремовна Телушкина уже смирилась с тем, что ей, инвалиду второй группы, часто нездоровится. Последние два года она каждые весну и осень делает себе уколы сама. «Надоела мне больница за столько лет, - разоткровенничалась баба Шура, прилегши на диван в своей чистенькой, уютной квартире на первом этаже деревянной двухэтажки в посёлке Нагорном.
Понять её можно, потому что, получив профессиональное заболевание многих станочниц-пилорамщиц, она провела в больнице немало времени. Мелкие древесные опилки оказались не столь безобидны, да и холодный цех дал о себе знать.
Слушая рассказ этой пожилой женщины, невольно восхищаешься ее жаждой жизни и стойкостью характера. Родившись в большой крестьянской семье в ноябре 1924 года, она рано узнала, что такое нелегкий колхозный труд.
- Жили мы в деревне Маркеловке Мишинского сельского Совета. Отец рано ушел из жизни, поэтому с семи лет пришлось работать в колхозе, - поделилась воспоминаниями Александра Ефремовна. - Траву на хлебах пололи, на лошадях боронили, навоз возили на поля, колоски собирали, пахали, сеяли… Да чего только не приходилось делать…
Мне уже 12 лет исполнилось. Помню, мы вязали снопы на поле в октябре, а снег сильный повалил. Пришла в класс, а на мне шабуришко, лыком подпоясанный. Учительница и говорит: «Ты куда пришла? В школу. Пойди, переоденься да приходи учиться». А нас десятеро было у мамы, где другого-то было взять, - тяжело вздохнула она и продолжила: - Только месяц-другой и походила в школу: братья сказали, что нужно зарабатывать трудодни. На том моя учеба и закончилась.
Зато прошла Александра Ефремовна другую школу - трудовую, ведь общий стаж этой неустанной труженицы 54 года.
- Особенно досталось нам в войну. Вот уж хлебнули голода, холода да тяжелой работы с рассвета до темна. Из шестерых братьев, ушедших на фронт один за другим, никто не вернулся. Мать, Евдокия Яковлевна, не пережив такого горя, таяла на глазах и, как ни старалась я ее выходить, через шесть лет после войны померла.
Работала я там, куда пошлют. Уже в 1951 году ушла в Уватский лес-промхоз. Работала в Кирсарае, 12 лет - на лесоповале сучкорубом, огребщиком снега. Наш лесоучасток был на Галеме, а жила я в ту пору в деревне Тимохиной. Старики еще помнят, что была она как раз на том месте, где сейчас здание Уватской районной администрации стоит.
Семейная жизнь у молодой девушки, вышедшей замуж в 18 лет, не задалась. Двоих сыновей ей пришлось поднимать самой. На ее памяти годы, когда ей как работающей выдавали по 600 граммов хлеба да по 200 граммов на детей. Поэтому как ни тяжело было, а чтобы прокормить детей, держала скот, занималась огородом.
Работая на пилораме, приходилось малышей, старшему было всего пять лет, оставлять дома одних. Сыновья росли любознательными и послушными. Видя, как мать устает на работе, рано стали помогать ей, с возрастом все больше забот по уходу за скотиной и домом перекладывали на свои плечи.
Надо отдать этой труженице должное: будучи сама безграмотной, Александра Ефремовна сделала всё, чтобы дать сыновьям образование.
Тридцать три года до ухода на заслуженный отдых добросовестно проработала ветеран труда А.Е. Телушкина в леспромхозе. Сведения в ее трудовой книжке о многочисленном премировании за достижение высоких производственных показателей, о награждении почетными грамотами, нагрудный знак «Ударник коммунистического труда», добавившийся к медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», лучше слов говорят о том, как она трудилась.
Валентина Михайловна Захарова - ровесница Александры Ефремовны и живет через стенку. В отличие от соседки она имеет семь классов образования. Если баба Шура очень любит комнатные цветы, то баба Валя - свой огород. Вот только сил его обрабатывать на восемьдесят седьмом году стало не хватать, да и справляться с работой по дому тоже. Поэтому дочь-пенсионерка, Нина Георгиевна, как приехала сразу после Нового года из Тюмени, так и не решается оставлять мать одну надолго.
Теперь, когда у обеих есть много времени для общения, они часто коротают его за беседой. Валентине Михайловне есть о чем рассказать дочери, перебирая старые фотографии и документы, которые она до сих пор читает без очков.
Семью Масляковых, в которой родилась Валентина, выслали в поселок спецпереселенцев Черпию из Армизонского района. Рано оставшись без родителей, она не бросила школу, зимой училась, а летом с 12 лет работала в колхозе. Когда комендатура была отменена, жители поселка стали разъезжаться. Семья Масляковых перебралась в деревню Мишино.
Оставшись без родителей, в предвоенные годы Валентина поработала в полеводстве, а затем её отправили учиться на курсы трактористов при Алымской МТС.
Колесный трактор СТЗ стал первой техникой, которую ей доверили. За одиннадцать лет приходилось работать на уватских и мишинских полях и только по настоянию мужа, Алексея Сергеевича Захарова, сменила работу и стала телятницей.
Валентина Михайловна вместе с дочерью добрым словом помянули свекровь, бабушку Варвару Васильевну, которая помогла вынянчить и вырастить всех четверых детей, дав возможность сыну и снохе полностью окунуться в работу. «Работала я в совхозе им. Орджоникидзе честно, - вспоминает Валентина Михайловна. -
Привесы на молодняке получала хорошие. В газете в то время упоминалась много раз».
К заработанным ранее почетным грамотам и медалям «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «За освоение целинных и залежных земель» добавилось почетное звание «Животновод I класса».
Когда она ушла на пенсию, семья перебралась в поселок Нагорный, где супруг работал на ЛПДС «Уват».
Получив благоустроенную квартиру, трудолюбивые супруги и здесь не сидели сложа руки: занимались разведением скота, раскорчевали участок под огород. Именно здесь Валентина Михайловна смогла полностью отдаться любимому делу. Что лук, что другие овощи родились у нее сторицей, соседям на зависть.
Дети, получив специальности, разъехались кто куда, у каждого своя семья. Только Владимир живет в Увате.
Привыкшая быть хозяйкой в доме, даже когда стали сказываться годы, Валентина Михайловна, как и ее соседка Александра Ефремовна, предпочитает жить одна, чтобы не быть кому-то в тягость.
Прожив большую часть жизни в больших семьях, в таком пожилом возрасте, по словам женщин, порою просто хочется покоя. А детям и внукам, теперь уже и правнукам всегда рады.
Фото автора