Я - счастливый человек! Я училась у самых хороших, любимых учителей. Их имена на самом высоком пьедестале почёта - в сердцах благодарных учеников. С особым трепетом и признательностью буду вспоминать мою первую учительницу Апполинарию Викторовну Кремлёву. Её судьба похожа на увлекательную повесть с захватывающим сюжетом, от которой невозможно оторваться до конца. И вся она была посвящена честному и бескорыстному делу - воспитанию детских душ. Но, наверное, по-другому и быть не могло.
Сеять доброе, вечное…
Когда-то в деревню Подрезову съезжались прихожане со всей округи. Стояла в ней церковь Знамения Божией Матери, построенная при помощи жителей, декабристов, вдовы Т.Ф. Земляницыной и освящённая в ноябре 1851 года. Спустя почти сорок лет, в 1890 году, сюда приехал назначенный служить отец Виктор (в миру Кремлёв) с матушкой Александрой. Высокая была у него миссия: крепить у прихожан веру добрыми поступками.
В 1893 году в семье родилась девочка, которую нарекли Апполинарией. Затем появились на свет Мария, сыновья Ион, Александр, Аркадий, Иван. Пришло время, и старшие дочери поехали учиться в Тобольское епархиальное училище (бывшая школа №13). А через несколько лет 18-летняя красавица Апполинария была назначена учителем начальных классов в д. Подрезовой.
В годы первой мировой войны сюда, в Сибирь, в поисках лучшей доли, спасаясь от голода, хлынули переселенцы из Белоруссии, Украины, Молдавии. В полутора километрах от Подрезовой приезжие образовали коммуну «Красный Гомель». Обрабатывали землю, садили зерновые, картофель. Мастеровые люди шили обувь, сбрую для лошадей, делали мебель, колёса, сани, работали в кузнице. В числе коммунаров была семья Стасенко с детьми Иваном, Павлом, Никитой, Фёдором, Людмилой и Варей.
Грянула Октябрьская революция. В 1920 году Апполинария соединила свою судьбу с Фёдором Стасенко. Вскоре у молодых родился сын Сергей. Жила семья в Подрезовой на территории церкви. Апполинария Викторовна учила детей, а муж работал в коммуне.
И ноша твоя на миру нелегка
Тяжело приходилось молодой учительнице. В своей начальной школе она была и за директора, и за учителя, и за завхоза. Это были годы ликвидации безграмотности. И Апполинарии Викторовне приходилось учить не только детей, но и безграмотных родителей. Пешком она ходила в Гомельскую коммуну, собирая детей в школу, уговаривая родителей, чтобы отдали учиться. И молодая, энергичная учительница успешно справлялась с работой. Дочери помогал отец Виктор, который проводил службу в церкви, а то и по домам.
В 1927 году решением Тобольского округа Апполинария Викторовна Кремлёва была избрана делегатом на первый съезд работниц и крестьянок (коммунарок), который проходил в Москве, в Кремле. Ей, сельской учительнице, посчастливилось слушать выступление М.И. Калинина, наркомов А.В. Луначарского и Н.А. Семашко. Она беседовала с самим Калининым и Надеждой Константиновной Крупской. В эти же дни она немного приболела и лечилась в кремлёвской больнице. Всё это осталось в памяти…
А через год в Подрезовскую начальную школу пришла работать средняя сестра - Мария Викторовна Кремлёва. Апполинария, организовав в деревне детские ясли, перешла туда.
В начале тридцатых годов жизнь в Ермаковой кипела. И у Апполинарии Викторовны, которая к тому времени учила здешних ребятишек, работы было невпроворот и в школе, и с населением: собрания, заседания, митинги, выборы, участие в работе конференций. Между тем сгущались «тучи» над отцом. Начали разрушать церкви. В страшном 1937-м отца Виктора арестовали и расстреляли на территории Тобольской тюрьмы. С подрезовской церкви сняли кресты, внутри всё разрушили, и храм со временем переоборудовали в семилетнюю школу с интернатом.
Распалась и Гомельская коммуна. Кто-то из коммунаров уехал на родину, кто-то остался жить на сибирской земле, а кто-то лежал в земле сырой.
В трудном 1941 году война не обошла стороной дом Стасенко. Апполинария Викторовна проводила на фронт сына Сергея. Он дошёл до Белоруссии, был тяжело ранен, оставлен на лечение на оккупированной территории. Нелегко ему пришлось, как и тем, кто его прятал. Но Сергей сумел перебраться к партизанам, а затем в действующую армию. В 1944 году сибиряк был награждён орденом Красного Знамени. После войны Сергей ещё год служил в Москве, потом демобилизовался.
Война закончилась. А работы у сельского учителя только прибавилось: Апполинария Викторовна находилась на передовой линии жизни. То она отправлялась обследовать бытовые условия детей, оставшихся без родителей, то в качестве уполномоченного райкома по проведению профвыборов ездила по деревням. В послевоенном 1946 году учитель начальных классов Апполинария Викторовна Стасенко была награждена медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной вой-не 1941-1945 гг.» - так высоко оценила Родина её труд.
В её уроках - мудрость жизни
В том первом послевоенном сентябре я, Надя Гурьева из д. Степановой, что за речкой Суклёмкой, должна была пойти в первый класс. Но некому было сидеть с отцом-инвалидом войны и младшей сестрёнкой. Поэтому меня не отпускали в школу. Не один раз приходила Апполинария Викторовна к родителям и в конце концов уговорила их.
До сих пор помню её: коренастая, в тёмной длинной юбке, вязаной кофте с карманами, светлой блузке и в белом или тёмном платочке, с улыбкой на губах, чуть прищуренными глазами. В её голосе всегда был какой-то успокаивающий тон: мол, не волнуйтесь, всё будет хорошо. С какой радостью мы бежали в школу в Ермаково, за полтора километра от нашей деревни! У порога нас уже встречала Апполинария Викторовна.
Стали писать ручками с перьями, а чернил нет. Доставали сажу из труб, разводили водой. Но она смазывалась. Потом разводили молоком и писали каракули, держа пузырёк с чернилами в руке. Апполинария Викторовна учила чётко, с нажимом выводить цифры и буквы.
Обедали кусочком хлеба, взятым из дома, если он был. Иногда учительница угощала печенюшкой, чтобы чуть утолить голод. После уроков мы отправлялись домой. А в выходные вместе с Апполинарией Викторовной отправлялись собирать колоски, пололи посевы от осота. Она давала каждому по два рядочка и работала вместе с нами.
Зимой приходилось труднее. В подшитых или дырявых валенках, фуфайке, тёплом платке, шитых или вязаных рукавицах, не очень тёплых штанишках мы бежали друг за дружкой затемно по проторённой дороге через речку в школу. Там рано утром загоралась лампа, и огонь был виден далеко - на него и бежали. Увидев нас, Апполинария Викторовна вела к русской печке или к горячему камину. Мы отогревались - и на урок.
В весеннее половодье мост сносило, родители отвозили и встречали нас на лодках. В третьем и четвёртом классах вместе с нами учились ребятишки из Суклёма и Коноваловой. Тогда классы наполнялись до 28 человек. И со всеми учительница находила общий язык. Кого погладит по головке, скажет что-то хорошее, кого отчитает тихо, отведя в сторонку. И всегда она была в окружении учеников: и когда мы собирали золу, макулатуру, металлолом, и когда готовили концерты, выступали в клубе, вступали в октябрята и пионеры, а также в походах, сборах, на кострах.
В пятый класс я пошла учиться в Подрезову, к другим учителям. Но Апполинария Викторовна всегда интересовалась, как учимся, живём, приглашала к себе домой. Мы иногда приходили к ней. Она сразу садила нас за стол пить чай или молоко с шаньгами, калачиками, а сама, улыбаясь, внимательно слушала наши рассказы. В 1953 году Апполинария Викторовна передала заведование школой своей снохе, жене Сергея Екатерине Миновне Стасенко. Педагогическая династия продолжилась, но это тема отдельного разговора.
Оканчивая школу, я мечтала поступить в педучилище и быть похожей на Апполинарию Викторовну. В своё время не получилось, надо было помогать растить младших сестёр и братьев. И всё-таки, получив специальность строителя, я 34 года учила этой профессии юношей и девушек в профтехучилище №11 г. Тобольска. Как хорошо, когда в самом начале жизненного пути встречается такой Учитель, который даёт не только образование, но и уроки жизни!
Вот уже сорок лет, как не стало Апполинарии Викторовны. Нет уже и многих её учеников. Но чистый и строгий образ нашей первой учительницы навсегда останется в сердце.
Надежда Чусовитина (Гурьева), отличник профтехобразования РСФСР, с. Ермаково