В прежние времена в дюжине километров от села Дубровного располагалось крупное поселение – д. Быкова. Жило в ней довольно много народа, занятого крестьянским трудом. Местный колхоз, ставший впоследствии составной частью бывшего совхоза «Дубровинский», был в районе на хорошем счету. В более чем сотне хозяйств проживало от мала до велика свыше пятисот человек.
Именно в этой деревне жила перед Великой Отечественной войной дружная семья Петра Васильевича и Ксении Григорьевны Симоновых.
У молодоженов в 1938 году появился первенец, Иван, когда молодого отца призвали в Красную Армию. Служил сибиряк на славу, не случайно в конце 1940 года получил краткосрочный отпуск. Месячный отпуск пролетел незаметно, и солдат вновь вернулся на службу.
Как тогда говорили: «В воздухе пахнет грозой». И она разразилась. 22 июня 1941 года гитлеровцы напали на нашу Родину. Шли кровопролитные бои, о чем не раз писал своей жене с фронта Петр Васильевич. Да и сводки фронтовые не радовали. Враг подступал к Москве.
Наверное, по этой причине назвала Ксения Григорьевна родившуюся 1 октября дочь Надеждой. В это имя она вложила свои надежды на то, что муж останется жив в боях и вернется домой, когда наступит победа. Впрочем, так ли это было, трудно сказать. Ксению Григорьевну об этом не расспрашивали. Однако Надежда оправдала материнские надежды. Пришла через четыре года долгожданная победа, но самое главное, вернулся в 1947 году домой и Петр Васильевич. Был он на войне артиллеристом и даже получил в одном из боев ранение. Но судьба его хранила, а может быть, вера и надежда жены.
Во время войны Ксения Григорьевна работала на тракторе в Дубровинской МТС. А детьми занимались дедушка и бабушка.
Летом 1947 года вернулся домой солдат. Вот как об этом сейчас вспоминает Надежда Петровна, в то время ей шел шестой год:
-Было утро жаркого летнего дня. Я сидела на подоконнике в доме дедушки Василия Петровича. Створки рамы были распахнуты. По заведенному им порядку у дома нашего деда по утрам для получения наряда на работу собирался народ.
Слышу, в толпе закричали: «Петро Васильевич с войны идет! Радость-то какая!»
Пришли за нами с Ваней. Ему было 9 лет. Но даже он отца не помнил, что уж про меня говорить, если я его прежде не видела, кроме как на карточке.
Смотрим на него во все глаза. Стоит перед нами стройный, подтянутый военный с наградами на груди. Ордена Красного Знамени и Великой Отечественной войны II-й степени, две медали «За отвагу», «За Победу над Германией» и множество медалей за взятие различных городов.
Мама тут же плачет, дедушка плачет. Заревели и мы с братом в два голоса.
Отец был офицером запаса, членом партии. Назначили его в районе налоговым агентом, а мама ушла из МТС на колхозную свиноферму. А в 1948 году родилась в семье еще одна дочь, Зинаида, которая сейчас уже пенсионерка, живет в Хабаровске. Старший брат, Иван, всю жизнь посвятил педагогической работе, долгие годы директорствовал в одной из школ г. Тобольска. Шесть лет как его не стало.
После окончания местной начальной школы Надежда Симонова продолжила учебу в Дубровинской средней школе. Пешком ходили в Дубровное и также возвращались по субботам домой. А жили в интернате, где сами готовили еду из продуктов, что приносили с собой на неделю.
К окончанию школы, а было это в 1960 году, Надежда твердо решила продолжать учебу дальше, причем задумала стать учителем. В то время на селе учителя были настоящим эталоном, по ним ориентировались, на них хотели быть похожими.
Проучившись год в пединституте, Надежда перевелась в педучилище, чтобы скорее попасть в школу. И через два года, в 1963, с дипломом учителя начальных классов прибыла в Вагайский отдел народного образования. Здесь она получила направление в Шестовскую восьмилетнюю школу преподавателем русского языка и литературы. Впрочем, рассказывать всю историю ее педагогической деятельности мы не будем. Скажу только, что пришлось Надежде Петровне за годы работы педагогом учить детей в Фатеево, Бегишево, Домнино и даже в Копотилах, причем именно в Бегишево она вышла замуж, но семейная жизнь не удалась. Хотя есть у Надежды Петровны взрослая дочь, Светлана, которая по примеру матери стала педагогом. Учит математике когалымских школьников в школе №6 и растит дочь.
В 1971 году судьба ее сделала крутой поворот, хотя она не собиралась уходить из школы. Педагогическая работа ей нравилась. И когда председатель райисполкома предложил ей возглавить исполком Домнинского сельского совета, она долго отказывалась. Но ее как члена партии, а к тому времени Н.П. Долгих вступила в КПСС, убедили, что переход на советскую работу – это ее партийный долг. Поскольку она была депутатом, тут же собрали сессию. Так она стала председателем сельисполкома.
Не зря говорят: «Лиха беда начало». Через три года районный комитет партии направил Надежду Петровну на партийную работу. Она возглавила партком совхоза «Дубровинский». Через очередные три года, после попытки вернуться в школу, она вновь оказалась председателем сельисполкома, но уже в Дубровинском сельсовете. Потом ее сменил на этом посту Х.Х. Ахматнабиев, а Надежда Петровна в числе немногих женщин в нашей области была назначена директором совхоза «Дубровинский», сменив на этом посту Г.И. Рыбьякова. Через три года (вновь это роковое для нее число) она осталась не у дел. Собрание работников совхоза не поддержало ее требовательность и настойчивость. И Надежда Петровна в 1996 году решила баллотироваться на пост главы самоуправления Дубровинского сельсовета. Избиратели оказали ей доверие. Через пять лет она вышла на заслуженный отдых.
40 лет трудового стажа за ее спиной, причем более половины из них она трудилась на руководящей работе. Путь по жизни достойный уважения.
Уверен, заслужила Надежда Петровна самых добрых слов в связи с ее 70-летним юбилеем. Но самым главным для нее будет пожелание доброго здоровья. Спасибо Вам, Надежда Петровна, за все, и будьте счастливы!
Геннадий ГИЛЛЬ
Фото из семейного архива