Медиакарта
20:38 | 18 сентября 2024
Портал СМИ Тюменской области

Обсуждаем законопроект "Об образовании"

Обсуждаем законопроект "Об образовании"
14:54 | 30 сентября 2011
Источник: Сельская новь

Напомню, что первая версия законопроекта «Об образовании» была размещена на сайте Министерства образования и науки в мае 2010 года, после чего он был доработан. Вторая версия также была представлена для публичного обсуждения на специальном сайте. Замечу, что эта тема затронула за живое миллионы россиян. За два месяца сайт посетили 12 миллионов человек, было оставлено почти 11 тысяч комментариев. Главные выводы были доложены президенту. Тем не менее дискуссии продолжаются. Конкретные предложения представили более 40 регионов. По словам Д. Медведева, применительно к этому закону лучше семь раз отмерить и только потом отрезать. Вопросы образования касаются более 13 миллионов школьников и 1 миллиона педагогов. По сути закон «Об образовании» определяет будущее российского общества, состояние экономики и культуры, развитие в стране науки и технологий.

Новый законопроект может быть принят уже весной 2012 года думой нового созыва. Об этом сообщил министр образования и науки Андрей Фурсенко.

Что же думают о новом законопроекте непосредственно те, кого он касается в первую очередь? Наталья Ивановна Козлова, директор МАОУ Абатская СОШ № 2:

– Все три редакции нового законопроекта «Об образовании» широко обсуждались населением страны и можно заметить ряд положительных изменений. Прежде всего, это отношение к учителю. За последние годы социальный статус учителя резко понизился и поэтому в новом законопроекте четко говорится о том, что учитель должен быть поставлен на ту ступень современного общества, которое он, в принципе, и должен занимать. Ведь, что ни говори, а без учителя невозможно будущее страны и невозможно образование вообще. От личности каждого педагога, который работает в школе, зависит не только то, как дети будут обучены и воспитаны, а в целом то, как будет развиваться наша страна. После того, как данный закон вступит в законную силу, и повысится статус учителя, в школу пойдут молодые педагоги и, прежде всего, мужчины.

Положительным в законопроекте является и то, что дошкольное образование будет первой ступенью образования, и оно не будет существовать отдельно. А начальная школа затем будет продолжать это образование.

Положительно, на мой взгляд, и то, что будут внедрены стандарты второго поколения, которые, например, у нас в школе, уже внедряются. Огромное внимание уделяется воспитательной работе по десяти направлениям, что должно сказаться на уровне воспитанности детей, на их уровне интеллекта, уровне развития. Дети будут отрабатывать основные умения которые потом смогут применить в любой ситуации. Другими словами, не столь важны будут сами знания, сколь важны будут умения.

В соответствии с переходом на новые стандарты учитель становится не просто передатчиком, транслятором знаний, а помощником детям.

Вместе с тем остается еще много спорных моментов. Как сказал В. Путин, не нужно спешить с изменениями стандартов образования, потому что те изменения, которые нам предлагались, а это три базовых предмета: физкультура, история и русский язык, а остальные уйдут, вызывают огромные споры. Выходит, что для будущего школьника будут важны только три предмета, а где математика, биология, география, физика? Поэтому не нужно, чтобы все изменения тут же незамедлительно вводились в новый закон.

Положительно и то, что, например, у нас экспериментально в пятом классе используются стандарты второго поколения на предмете математика. Учитель познакомился с программой, новыми учебниками, методическим комплексом и сказал, что много материала дается детям на самостоятельную работу. И это не просто самостоятельная работа, а ученик должен на каждом уроке поставить себе задачу, а после окончания урока оценить – выполнена ли она.

Много тестирований. Дети должны сами себя оценивать, а потом проводить корректировку всей работы. Хотелось бы, конечно, чтобы ЕГЭ не остался единственной формой аттестации, чтобы были альтернативные экзамены. Есть предметы, например, литература, история, где невозможно угадывать. Здесь ребенок должен мыслить, рассуждать. Должна развиваться его монологическая речь, мышление, его собственный взгляд на мир, он должен отстаивать собственные взгляды. Поэтому еще раз подчеркну, что кроме ЕГЭ должны быть альтернативы.

Хотелось бы еще и лучшего финансирования школ. Потому что школа должна быть современной. Она будет интересной тогда, когда она будет современной. А значит, в ней должны использоваться новые технологии, новое оборудование и прочее. Когда это будет в каждой школе, а не только в крупных городах, конечно, работать будет значительно легче. Тогда и уровень образования детей будет одинаковым. Потому что уровень педагогов, например, нашей школы дает возможность давать знания детям на современном уровне, но не хватает порой каких-то технических средств.

Также положительно то, что государство думает о том, что должна быть новая форма аттестации педагогов, их обучения, повышения их квалификации. И то, что к управлению школой будут больше привлекаться родители. Скажу еще о платных образовательных услугах в образовательном учреждении. Об этом подробно прописано в статье о порядке оказания платных услуг. Опять же нужно учитывать, что есть город, где уровень жизни населения выше, чем в сельской местности. Например, какие могут быть платные услуги, если в нашей школе 40 % обучающихся из малообеспеченных семей? Поэтому хочется, чтобы осталось и дополнительное образование.

Ольга Викторовна Березинская, учитель начальных классов МАОУ Абатская СОШ № 2:

– Нас, учителей начальной школы, в первую очередь интересует не общее образование, а личность каждого ребенка в отдельности. Остановлюсь на двух составляющих начальной школы: урочная деятельность и внеурочная. Первая разработана очень хорошо, мы знаем чему учить и как, у нас есть конечный результат, мы знаем, какого мы должны выпустить ребенка из начальной школы. А вот внеурочная деятельность остается пока проблематичной в плане реализации. Ребёнок находится в школе до 14 часов, то есть у него есть свободное от уроков время, в которое он должен себя чем-то занять. Чтобы разнообразить эту деятельность, в школе недостаточная материальная база. В стандарте это заложено хорошо, но реализовать это не всегда получается. На бумаге все хорошо продумано, а для полноценной реализации необходимо дополнительное материальное обеспечение школ.

Есть еще один немаловажный пункт. Мы всегда боимся обращаться к родителям с просьбами, подразумевающими какие-то материальные вложения. Они сразу обращаются в прокуратуру. Однако есть родители, которые готовы и могут помочь школе, выступить спонсором, например, для оборудования пришкольной детской площадки. А она на сегодняшний день так необходима. Это ведь на благо детей и на долгие годы. Хотелось бы, чтобы родители шли навстречу школе, чтобы это не судилось.

В. Бабушкина

Автор: В. Бабушкина