Горько и обидно генеральному директору Тобольского гормолзавода Виктору Михайловичу Охрименко от того, что молочное животноводство в Тобольском районе теперь не является приоритетным направлением сельского хозяйства. Правительство выделяет немалые средства на развитие сельского хозяйства: приобретение скота, строительство мини-ферм, дотации. Но рано или поздно этот источник может иссякнуть, коли помощь селянам не нужна.
В трудное перестроечное и постперестроечное время, когда по всей стране развалилось сельское хозяйство, закрывались перерабатывающие предприятия, Тобольский гормолзавод выжил и сейчас очень рассчитывает на жителей района. Однако статистика наводит на грустные мысли: только 22% от общего объёма молока закупается у предприятий и личных подсобных хозяйств нашего района. Директор В.М. Охрименко рассчитывает на регулярные поставки, иначе завод не сможет стабильно работать. А пока приходится искать дополнительные сырьевые источники. Где же ещё взять 78% сырья? Как выяснилось, молоко высокого качества привозят из Тюменского и Нижнетавдинского районов.
Летом минувшего года, когда объёмы сдаваемого селянами молока превысили цифры договоров, стоимость литра продукции упала, и сдатчики «взвыли». Об этом мы писали в 2009 году в материалах «Чем живёшь, «Полуяновский?», «От подворья до прилавка». Кто виноват? Главного виновника нашли быстро – В.М. Охрименко. Однако он руководствуется буквой закона. Если в договоре указано, что в июле кооператив сдаст пять тонн молока, их и примут. А что делать с лишним, особенно, если в летнее время в нём нет особой нужды? Горожане в жару употребляют меньше молочных продуктов, северяне разъехались в отпуска.
Приходится делать из этого молока масло. Очень невыгодное это дело, надо сказать. Судите сами. На производство килограмма масла требуется 22,5 литра молока. При стоимости литра десять рублей получается, надо 225 рублей. Отпускная же цена масла – 160 рублей за килограмм… После отделения сливок для производства масла обезжиренное молоко можно использовать, например, для изготовления творога. Только много из обезжиренного молока не возмёшь. И масло сразу реализовать не удаётся, а использование промышленных холодильников – дополнительные расходы на электроэнергию. Да и на само производство масла энергоносители расходуются. Так что хранящееся в холодильнике масло – это замороженные средства и в буквальном и в переносном смысле.
«Объёмные» скачки
- Как только листья начинают опадать, уменьшается и количество сдаваемого селянами района молока, - жалуется Виктор Михайлович. – А зимой некоторые кооперативы вообще прекращают его возить.
Сейчас на дворе весна, казалось бы, отёл давно прошёл, но объёмы невелики: меньше, чем указано в договорах. При этом никаких штрафных санкций производитель к «отстающим» не применяет, хотя мог бы. В договорах этого года были указаны летние цифры прошлого, что позволит избежать финансовых потерь в наиболее продуктивный летний период.
Вопросы регулирования сроков отёла и повышения качества сырья всё ещё ждут своего решения. Практика показывает: где практикуется искусственное осеменение, там отёлы проходят в течение всего года. Доходы такого поставщика более пропорционально распределены в течение года. А чем качественнее продукт, тем дороже будет литр молока. Нынче стоимость одного литра молока высшего и второго сорта увеличилась на 50 копеек по сравнению с мартовскими 2009 года. А для сдатчиков и 50 копеек имеют немаловажное значение.
Как рассказал В.М. Охрименко, высшим сортом сдают молоко ООО «Рассвет» и байкаловский кооператив. В основном у сдатчиков района молоко принимается первым сортом.
Покупаю в магазине литр молока за 26 рублей и думаю: да, тот, кто произвёл молоко, получает гроши. Но, как оказалось, у Тобольского молокозавода одни из самых высоких закупочных цен в области.
- Более высокие закупочные цены показывает только переработчик, он же производитель «покровского молока», - поясняет В.М. Охрименко.
Выбор есть всегда
Конкурентов у Тобольского гормолзавода хватает. В город и район везут молочную продукцию не только из Тюменской области, но и из-за её пределов. Борьба за рынок должна начинаться с борьбы за качество и полезность продуктов.
- Конечно, покупатель вправе выбирать, - считает Виктор Михайлович. – Однако, какие полезные вещества могут храниться в молоке полгода? Добавки, красители, консерванты на пользу не идут. Плохо это или хорошо, но мы используем традиционные технологии, поэтому наша продукция живая. Ялуторовские производители предлагают потребителям обогащённое витаминами молоко «Смешарики». У нашего молокозавода свои новинки: молоко с 3,5- и 6-процентной жирностью в тетраупаковке, творог в упаковке с крышечкой.
Молочный прилавок не пустует. Но Виктора Михайловича огорчает то, что ещё в 90-е годы прошлого века культура потребления молочных продуктов в нашей стране была утрачена. У детей, выросших без молока, теперь уже свои дети. Понимая всю опасность сложившегося положения, правительство страны проводит социальную рекламу молочной продукции в образовательных учреждениях. И сельский, и городской ребёнок должны расти, а их костная система укрепляться. Для этого нужно съедать в день до полукилограмма молочных продуктов. Чаяния высокопоставленных чиновников разделяет и руководитель гормолзавода.
В.М. Охрименко очень хочет, чтобы в решении этой проблемы районные производители принимали самое непосредственное участие, развивали молочное животноводство, увеличивая объёмы поставок цельного молока. Тогда и доходы селян будут расти, и население будет крепче и здоровее.
Елена ЛИМОРЕНКО, фото Павла Кривцова
От редакции: Мы выслушали одну сторону. А что думает по этому поводу другая – сдатчики молока? Расскажите нам о ваших проблемах.