Медиакарта
8:31 | 23 ноября 2024
Портал СМИ Тюменской области

Осваиваем новинки и работаем с интересом

Осваиваем новинки и работаем с интересом
14:38 | 04 октября 2011
Источник: Трудовое знамя

Стремительные инновации в образовании направлены на модернизацию этой сферы. Постоянные новинки совершенствуют работу педагогов и учащихся. Учёба становится не просто интересной. Она ориентирована на получение качественных образовательных услуг, на то, чтобы наши дети становились конкурентоспособными, грамотными людьми.

О последних новшествах в сфере просвещения наш сегодняшний разговор с начальником отдела образования администрации Сладковского района Л.В.Марченко.

– Людмила Викторовна, очень много сейчас говорится о новых федеральных стандартах. В чём их суть?

– Стандарты второго поколения предъявляют требования не только к образовательным программам, но и к условиям их реализации, к результатам освоения. Главный итог – это личностные достижения ребёнка. Задача образовательных стандартов всех уровней – развитие компетентностей каждого обучающегося. Мы должны научить ребятишек самостоятельно добывать знания, работать в парах, группах. Детям нужно научиться контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение, планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей, анализировать результаты своей деятельности, ставить и формулировать проблему и многое другое.

Новые стандарты предполагают не просто подачу информации учителем. Ребёнок сам будет её искать, а затем изображать в таблицах, графиках. Если раньше знания были большей частью теоретические, то сейчас они практико-ориентированные. Основа всех федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) – универсальные учебные достижения. За порог школы дети должны выйти компетентными, конкурентоспособными по уровню применения знаний на практике, в жизни, гармонично развитыми личностями. И это будет возможно в комплексе урочной и внеурочной деятельности.

– Насколько стартовали ФГОС в Сладковском районе?

– Все первые классы образовательных учреждений района в этом учебном году перешли на новые стандарты. Маслянская школа в прошлом году стала пилотной площадкой по внедрению ФГОС в начальных классах. Второй год учитель Н.Ф.Ляпунова занимается с ребятишками по современным программам. Начальная школа предполагает 20 часов урочной деятельности и 10 – внеурочной. В нашем регионе определены шесть направлений этой работы: спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, военно-патриотическое, общественно-полезное, проектная деятельность. Каждое образовательное учреждение регулирует количество часов по данным направлениям. В свою очередь родители, полагаясь на интересы и желания детей, также выбирают определённую внеурочную деятельность. Ребёнок может посещать сразу несколько направлений.

Формы внеурочной работы могут быть самые разнообразные: кружки, секции, клубы по интересам, экскурсии, походы, акции, исследования, проекты и многое другое. Школа при реализации выбранных направлений может сотрудничать с разными учреждениями и ведомствами. Это Дом культуры, ДДТ «Галактика», детско-юношеская спортивная школа «Темп», музеи, библиотеки и так далее.

В этом году Новоандреевская школа начала эксперимент по новым стандартам в 5 классе (внеурочная деятельность). Здесь активно стартовала работа по внедрению робототехники. Все педагоги, работающие в этом году с первоклассниками, прошли специальную курсовую переподготовку в ТОГИРРО по внедрению ФГОС.

– Робототехника – очень интересная новинка в образовательном процессе. Расскажите об этом подробнее.

– Образовательная робототехника основана на легоконструировании, которое знакомо детям ещё с дошкольного возраста. Работа по такой технике начинается уже в подготовительных группах детского сада. Развиваются память, внимание, логическое мышление. Действия с деталями способствуют развитию мелкой моторики рук. Ребята собирают робота из деталей, каждая из них оснащена специальным датчиком, в том числе есть и ультразвуковые. Роботы программируются через компьютер с помощью электронной программы и могут выполнять различные действия. Перед школьниками ставится определённая задача, например, собрать такого робота, который сможет пройти по наклонной плоскости и пронести яйцо, не разбив его. Дети должны правильно высчитать траекторию, скорость и так далее. Здесь прослеживается связь с физикой, математикой. Конечно, такое задание для старших ребят. У малышей задания проще. Для занятий в среднем звене приобретены роботы NXT. В старшем звене задачи усложняются.

Работа по робототехнике закладывает азы физики, информатики, программирования. То есть дети не просто слушают устный рассказ учителя, а сами на практике решают задачи (в этом помогает робот). Интересно и очень познавательно!

– В этом году в законопроект об образовании внесены новые изменения?

– Совершенно верно. Законопроект направлен на поддержку и дальнейшее развитие процесса модернизации отрасли образования, повышение социального статуса педагога, обеспечение устойчивой связи образовательной системы с потребностями общества и инновационной экономики. Законопроект не уменьшает государственные гарантии получения образования, более того, эта сфера признаётся общественно значимым благом. Дошкольное образование впервые получает статус первого уровня общего образования. Также в общем образовании предусматривается обновление содержания путём введения ФГОС. Школьники должны получить возможность выбирать. Изменения касаются и модернизации системы подготовки рабочих кадров и специалистов среднего звена. Начальное профессиональное образование – первая ступень образовательных программ средних специальных учебных заведений. В проекте закреплены положения, определяющие статус педагогических работников, в том числе сохранены все права и меры социальной поддержки работников сферы просвещения. Новый закон востребован обществом и способствует выполнению перспективных задач, которые поставлены сегодня перед системой образования.

– Людмила Викторовна, информатизация образования в Сладковском районе продолжается?

– Да. Сформирована программа информатизации до 2015 года. Сейчас приобретается последнее оборудование. Во всех школах учебные кабинеты снабжены автоматизированным рабочим местом учителя, которое включает в себя интерактивную доску, мультипроектор, компьютер с доступом в Интернет. В кабинетах информатики установлены только жидкокристаллические мониторы, что способствует здоровьесбережению. Программное обеспечение обновлено и работает в постоянном режиме. Все образовательные учреждения района получили доступ к фондам областной библиотеки и библиотеки им.Б.Н. Ельцина. Успешно функционирует автоматизированная система «Сетевой город. Образование». Там, где доступен смс-сервис, родители получают смс-сообщения с информацией об успеваемости ребёнка. В Сладковской СОШ работают пропускные терминалы. Введены электронные дневники и журналы. Сформирован портал системы образования, где есть сайты всех образовательных учреждений района. Данный портал интегрирован с «Сетевым городом». Разработана единая система, с помощью которой можно дистанционно обучать и обучаться. В перспективе в районе будет высокоскоростной Интернет, что существенно облегчит работу.

Все новинки, происходящие в сфере образования, педагоги Сладковского района берут на вооружение, успешно осваивают и применяют в работе.

Фото Алексея ШАЦКИХ

Автор: Материал на договорной основе подготовила Елена ДАНИЛЬЧЕНКО и Ольга АНОХИНА