Каждое утро Татьяна Ильинична Мартын спешит в школу. Оставляя все свои переживания и бытовые проблемы за дверью кабинета, входит в класс, где её встречают полсотни любопытных глаз. Улыбка – неизменная спутница учителя начальных классов Юргинской средней общеобразовательной школы.
Мнение коллег
Тамара Богдановна Братенкова, директор МАОУ «ЮСОШ»: «Татьяна Ильинична – педагог с богатым опытом преподавания и воспитания. Доброта, отзывчивость, скромность, внимательность, скрупулёзность – качества, присущие ей. Для неё нет мелочей в работе, она большое внимание уделяет деталям. Уважаема коллегами и родителями учеников. Всегда готова прийти на помощь. Одной из первых стала осваивать новый учебно-методический комплекс «Начальная школа XXI века», первая в районе начинала работать с Тюменским областным государственным институтом развития регионального образования, готовила открытые уроки, участвовала в районных и областных семинарах по программе. Так как основа данного УМК – развитие ребёнка, знания не даются в готовом виде, упор делается на самостоятельный поиск, направленный на формирование мышления, логики. У каждого учителя есть свой почерк. Классы, которые ведёт Татьяна Ильинична Мартын, отличают доброта, активность. Покидая начальное звено, ребята продолжают поддерживать связь со своей первой учительницей».
Каждый выбирает
для себя…
Целеустремлённость и упорство – качества, которыми обладает моя собеседница. Иначе как объяснить её стремление получать знания? Родилась в деревне Червянка Омутинского района. Училась в селе Южно-Плетнёво. На уроки ходила не потому, что так надо, а потому, что было огромное желание. Трудности, как правило, мобилизуют человека. Таня старалась успевать всё: максимально усвоить темы уроков, принять участие в пионерских, а позже в комсомольских делах, добросовестно выполнять поручения, делать домашние задания, помогать родителям по дому и хозяйству. У неё всё получалось. Особенно радовали успехи в учёбе. Результатом стал ровный ряд пятёрок в свидетельстве о восьмилетнем образовании.
А когда встал вопрос о том, куда пойти после основной школы, решила продолжить обучение в Тюмени. За компанию с подругой пришла в педагогический колледж, где проучилась четыре года. Первый практический опыт приобретала в Омутинском районе, куда вернулась с дипломом молодого специалиста. Три года работала в малокомплектной школе, где была и заведующей, и учителем, и кладовщиком. До работы добиралась пешком, преодолевая одиннадцать километров – путь от дома до школы.
– До всего пришлось доходить самостоятельно, набить много шишек, но этот опыт очень пригодился в жизни, – говорит Татьяна Ильинична.
На родину мужа
Судьбоносной стала встреча с юргинским пареньком Владимиром Мартын. Татьяна познакомилась с ним, приезжая в гости к однокурснице Елене Барнёвой. Замужество стало логическим продолжением дружбы, охватившего чувства влюблённости. И сразу было принято самое важное в жизни решение – перебраться в село Юргинское, на родину мужа.
С тех пор прошло 24 года. Таков семейный стаж супругов Мартын. Столько лет отданы юргинским детям.
– Пришла в Юргинскую первую школу воспитателем. Большую поддержку оказали Надежда Никифоровна Кочнева, завуч Ольга Борисовна Фатюшина, Глафира Кузьминична Цалко, Галина Леонидовна Степанова, – с благодарностью в адрес коллег говорит Татьяна Ильинична. И вспоминает: – В эти же годы в педагогический коллектив школы влились Ирина Анатольевна Толстокузова, Нина Алексеевна Замятина, Надежда Анатольевна Агапитова.
Работа воспитателя вскоре пригодилась в семейной жизни. С появлением сына Сергея начался новый этап супружеских отношений. Ответственность возросла кратно. Всё время молодая хозяйка посвящала мужу, сыну, дому. Отпуска по уходу сначала за сыном Сергеем, а затем, спустя ещё семь лет, за дочерью Светланой, давали единственную возможность Татьяне Ильиничне уделять достаточно времени семье. Всё остальное время было посвящено ученикам, школе. Даже дома работа не оставляла: проверка тетрадей, подготовка к урокам, работа над планами…
Ученики –
особая тема
– Через три года, выйдя из отпуска по уходу за сыном, набрала первый класс. Никогда не забуду первых учеников: Ивана Петухова, Надежду Чучеву, Ивана Татаринова, Алексея Мальгавко, Романа Семёнова, Ирину Мальгавко, Ивана Матвеева и других. В общей сложности 27 человек. Это был самый большой класс за всё время моего преподавания. Дружный, сплочённый, активный. Самым малочисленным остаётся мой прошлый выпуск – сегодняшний 8 «Б» класс, которых пятнадцать. Они были первыми, с которыми стала заниматься по программе «Начальная школа XXI века».
Для любого педагога разговор об учениках является благодатным. Татьяна Ильинична с удовольствием рассказывает о достижениях своих ребят. Слушая её размеренный спокойный голос, думаю о том, что говорить о детях женщина может часами.
– Сегодняшние четвероклас-сники – мой шестой выпуск, – уточняет собеседница. – Гордость класса – любознательные, талантливые ребята, которые участвуют в исследовательских проектах, олимпиадах. И не только в школьных и районных, но и областных, и даже всероссийских.
Дети 4 «Б» класса, который ведёт Т.И. Мартын, сильные. Так считает не только Татьяна Ильинична, но и коллеги-учителя. В числе «звёздочек» класса, которые «зажигают» в учёбе, научно-исследовательской деятельности, художественной самодеятельности, спорте, называется его немалая часть: Вова Тулупов, Ксюша Пожидаева, Серёжа Палецких, Саша Лапшин, Женя Игнатов, Настя Петухова, Карина Мавлянова и другие.
Акцент –
на развитие
ребёнка
В разговоре не могли мы не коснуться темы развивающей программы. Мнение Татьяны Ильиничны Мартын особенно важно, она не просто опробовала «Начальную школу XXI века», но и, опираясь на восьмилетний опыт работы по программе, откорректировала её для себя, сделала детальный анализ.
– У программы есть существенный недостаток – нет преемственности. Порой то, что проходим с ними сейчас, находит продолжение лишь в более старших классах, – считает учитель. – Данный УМК рассчитан на сильных в плане учёбы детей. Но мы должны донести знания до каждого ребёнка. Занимаюсь дополнительно со слабыми учениками индивидуально. Применяю разноуровневые задания.
При этом задача педагога не только дать знания, но и сформировать потребность получать эти знания самостоятельно. Ребята, готовясь к урокам, изучают справочную литературу, ищут дополнительную информацию в книгах, Интернете. И здесь для учителя неоценима поддержка родителей.
Мамы и папы привлекаются к подготовке и проведению праздников, организации поездок и экскурсий, ведению кружков. Так, в прошлом году родителями был создан клуб чтецов «Читай-ка», который действовал на базе Центральной районной детской библиотеки.
– Родители – мои главные помощники, – отмечает Татьяна Ильинична. – Рада, когда они интересуются успехами и неудачами своих детей, поддерживают в исследованиях, расширении кругозора. К сожалению, есть такие, которые не знают, как открываются двери в школу.