Ирина Бибеева по праву считает свою профессиональную карьеру удачной. Ей рукоплескали лучшие залы мира, талант отметил сам маэстро Пласидо Доминго. Но есть еще одно негласное признание: когда певица берет высокие ноты, пронзающие до самого сердца, у многих на глазах появляются слезы.
Она признается, что нечастые интервью даются с трудом. По мнению Ирины, истинное общение происходит через музыку.
Тюмень поющая
– Ирина Николаевна, на первом канале недавно стартовал проект под названием «Призрак оперы», где эстрадные певцы пробуют себя в классическом жанре. Как вы считаете, не девальвирует ли этот проект оперное исполнение как высшую ступень вокального творчества?
– Я отношусь к проекту с большим интересом. Признаться, не ожидала такого диапазона у Димы Билана. По-новому предстал перед аудиторией и Сергей Лазарев. Меня поразил баритон Льва Лещенко. Отрадно, что опера популяризируется. Организаторы выбрали для исполнения только оперные «хиты». Конечно, опера – это территория для избранных, но меня радует, что она зазвучала с широкого экрана. Значит, ее не забыли, не променяли на электронные голоса безликих песен.
– А как вы оцениваете уровень музыкальной культуры в нашем городе?
– Считаю его довольно высоким. Зря ругают молодежь за однозначные музыкальные предпочтения. На концертах год от года все больше молодых людей.
– Тюмень – поющий город?
– Да. Об этом говорит и тот факт, что недавно на базе Академии искусств была открыта вокальная кафедра. В этом году состоится первый выпуск. Специалисты востребованные. Но в нашем городе существует, на мой взгляд, громадная проблема: отсутствие симфонического оркестра. С его появлением открылись бы новые специальности, появились новые вакансии для музыкантов, а главное – это возможность молодым певцам состояться. Потому что петь с оркестром – великое счастье для любого исполнителя. И как перспектива – оперный театр. Его создание было бы логичным: мы ведь все-таки живем в областном центре!
– Известно, что вокальному мастерству нужно учиться годы. Но в дополнение к этому без природного таланта не обойтись. Какова история становления Ирины Бибеевой как оперной дивы?
– В юном возрасте чуть не предпочла музыке спорт. Я была очень гибкая, у нас во дворе жил тренер, который постоянно ходил к моим родителям с просьбой отдать меня на спортивную гимнастику. Но я выбрала музыку.
У меня, даже в детстве, был взрослый голос. Его отмечали еще в музыкальной школе. Но только я всегда думала, что буду руководить хором или петь в его составе. Многие выдающиеся певцы, Федор Шаляпин, например, «вышли» из хора.
Всегда хочется нового
– А когда же произошел тот знаменательный момент, когда Ирина Бибеева выделилась из общего созвучия?
– Человек, который повлиял на мою вокальную судьбу, – мой педагог Валентина Викторовна Петрова. Она долго уговаривала меня начать петь самостоятельно, поверила в силу моего голоса. Правда, у меня на тот момент было совершенно иное мнение.
И когда к нам на гастроли приехала народная артистка Вера Михайловна Баева, я подошла к ней после концерта с просьбой прослушать меня и дать справку для Валентины Викторовны Петровой, что голоса у меня нет.
Вера Михайловна удивилась такой необычной просьбе и, после прослушивания, выдать справку отказалась. Больше того, позвала к себе на стажировку.
Считаю, очень важно встретить человека, который в тебя поверит и поведет по жизни. Мы с Верой Михайловной дружны до сих пор. Я часто советуюсь с ней по поводу репертуара.
– Но это признание на родной земле. А когда же произошла оценка вашего таланта за рубежом?
– В 1997 году меня пригласили во Францию на конкурс «Operalia» под патронажем самого Пласидо Доминго. С этим конкурсом у меня связана интересная история. Я только приехала из заграничной поездки, зашла домой, поставила чемоданы, мне позвонила Валентина Викторовна Петрова. «Завтра последний день, когда нужно отправлять кассету с записью твоего исполнения», – сказала она. Я попыталась возразить, что устала, что мы не успеем. Но все сошлось само собой. Мы созвонились со звукооператором, у которого на нас нашлось только полчаса. За это время успели записать шесть арий. Замечу, что многие исполнители готовят такие записи по месяцу. Так вот, через некоторое время приходит письмо, в котором сообщалось, что из 400 кассет, присланных на конкурс, отобрали сорок. Я попала в это число.
– Ощущения от встречи с Пласидо Доминго…
– Потрясающие. Будто общалась с небожителем музыкального Олимпа. Он попросил меня спеть арию «Лизы» из «Пиковой дамы» и «Аиду» Верди. То волнение, которое я испытала тогда, несравнимо, пожалуй, ни с чем!
– Дальше в вашей жизни была Америка...
– Да, но перед этим я несколько раз стажировалась и участвовала в конкурсах в Италии. Это дало мне возможность внести особую, итальянскую ноту в исполнении арий Беллини, Пуччини, Верди. Конкурсы в Греции познакомили меня с уровнем мировой вокальной школы.
Затем я получила возможность выступить в Карнеги Холле, а также – здании ООН и Американском Университете. Ощущения от поездки запомнятся на всю жизнь. Удивительная акустика, удивительные инструменты. Нам предложили на выбор сразу несколько шикарных роялей! Невиданная для многих музыкантов роскошь.
– Приоткройте для нас двери вашего гардероба, мы же с вами все-таки женщины...
– Я не могу сказать, что у меня очень много платьев. Покупаю их в основном за рубежом. Иногда мне их даже дарят! (Смеется). Концертные платья стоят недешево. Львиная доля зарплаты уходит на них. Но, с другой стороны, я с уважением отношусь к своей публике и не допускаю, чтобы меня видели в одном и том же. Всегда хочется чего-то нового. Как в репертуаре, так и в нарядах!
– Есть ли у вас секреты здоровья? Наверное, мороженое – непозволительная роскошь для оперной певицы?
– Почему же! Очень люблю мороженое. Только не кусаю жадно. Не пью ледяную воду, остерегаюсь сквозняков, не терплю кондиционера. Я очень ответственный человек, поэтому берегу голос. Это ведь музыкальный инструмент, который находится внутри меня! Он для меня – все!
Досье
Ирина Николаевна Бибеева. Родилась в Тюмени. Закончила Тюменское училище искусств, затем – Уральскую государственную консерваторию. Стажировалась у народной артистки СССР Веры Михайловны Баевой. Неоднократный лауреат и победитель международных конкурсов оперных певцов. Лауреат конкурса им. Гуляева.
Любимые арии
- Джузеппе Верди «Аида».
- Джакомо Пуччини «Чио-Чио-Сан».
- Романсы Рахманинова: «Не пой, красавица», «Полюбила я», «Здесь хорошо», «Я жду тебя».
- Чайковский «Пиковая дама», «Бедная Лиза».
Беседовала Юлия ЗЕЛЕНСКАЯ
Фото из личного архива Ирины БИБЕЕВОЙ