Медиакарта
12:08 | 13 апреля 2021
Портал СМИ Тюменской области

«Благовест-2011» собирает друзей

«Благовест-2011» собирает друзей
09:03 | 06 октября 2011

Отличительная особенность традиционного казачьего гуляния – любовь к фольклору и чуткое внимание к народным талантам

Тодор ВОИНСКИЙ /фото автора/

Традиционный фольклорный фестиваль «Благовест» в Тюмени собирает под свои знамена 14-16 октября около тысячи участников из Южно-Тобольского, Обь-Иртышского, Омского, Оренбургского, Новосибирского казачьих обществ.

…Бравые мужчины в форме, при папахах, погонах и в начищенных до блеска сапогах, гарны дивчины да почтенные матроны в традиционных украшениях, одетые в красивейшие платья самых разных фасонов, которые испокон веку «были в моде» и сегодня дают фору иным новоявленным моделям. Всё это дружное сообщество вдохновенно играет на гармонях, баянах, аккордеонах, балалайках, лихо отплясывает свои старинные, но полные казачьей удали танцевальные па. А песни, заводные, озорные, лирические, протяжные, обрядовые, беседные, свадебные, исторические, военно-бытовые, строевые, баллады, плясовые «скоморошины», частушки-припевки, кажется, не имеют конца и края, а их мелодии и сюжеты берут за сердце – благо их исполнители знают толк в этом деле и могут затронуть самую тонкую струну в твоей душе. Такое впечатление праздник производит на каждого, кто способен понять и почувствовать дух древней традиции.

А проходит фестиваль именно в это время года неслучайно – у «Благовеста» давняя традиция, идущая из глубин истории. Как пишет в своих исследованиях писатель из Тюмени Анатолий Васильев, в такие же осенние дни 1582 года «атаман Иван Черкас Александров от имени Ермака бил челом царю Иоанну Грозному новым царством Сибирским. Никаких кольчуг, никаких шуб со своего плеча при этом Иван Васильевич никому не дарил, лишь сказано было, что Ермаку можно быть на Москве. …Люди, пришедшие с Ермаком, стали первыми сибирскими казаками, и назывались они тюменскими. С заложением Тобольска появились казаки тобольские, ими стала ермаковская «старая сотня». С появлением новых городов, новых острогов появлялись новые казаки – сургутские, обдорские, березовские, томские, кузнецкие, городовые…».

Сибирское казачество, отмечает литератор, «комплектовалось» в том числе и «иноземцами, большую часть их составляли «черкасы» – украинцы, «литва» – поляки, немцы. …Оставаясь здесь навсегда, они превращались в Литвиновых, Поляковых, Запорожских, Черкасовых, Французовых и Францевых. Принимая православие, Ян Березуцкий превращался в Ивана Березовского, Иозеф Кобылинский – в Осипа Кобылина, Грицко Негода – в Григория Негодина…». Вот такой интернационал, что, собственно, не помешало его представителям вместе с русскими казаками заложить основы будущего сибирского могущества, привести этот край к цивилизованному мироустройству.

Что касается толерантности, или по-простому – житейской мудрости и народной дипломатии, – то в этой связи мне вспоминаются слова Владимира Есикова, атамана областного центра казачьей культуры «Благоросичи», руководителя ансамбля «Тюмень казачья», поэта, композитора и гармониста: «Все наши предки родом с нижнего Дона. А жены наши – самых разных национальностей с самых разных мест. Казак ведь как женится? Чтобы женка по сердцу была, а национальность у нее никто не спрашивает. Но какого бы она ни была роду-племени, в замужестве за казаком становится православной. Потому что православие – основа, фундамент казачества. Хотя известно, что в воинстве Ермака и Пугачева находились и башкиры, и татары, и калмыки, и буряты… С нами во все времена были служивые, представляющие другие народы. Они не были казаками, но, сохраняя свою веру, культуру, обычаи, одежду, словом, чтя свои традиции, тянулись к нам. Эта добрая традиция сплачивает народы разных национальностей на казачьей идее. Будет сильным казачество – Россия останется непобедимой».

И нынешний фольклорный праздник, приобретая все больший масштаб, снова привлекает приверженцев многовековой народной культуры, настоящих ее ценителей и ревнителей – по обе стороны сцены. В Тюмень приезжают взрослые и детские самодеятельные коллективы (вокальные, хореографические, инструментальные), солисты, а также мастера казачьих народных промыслов и ремесел. А это десятки творческих групп, бесчисленное множество отдельных исполнителей песни, танцоров, народных музыкантов, мастеров декоративно-прикладного творчества, представляющих казачьи сообщества юга области, северных автономных округов, а также Новосибирска, Кургана, Свердловской области…

Специалисты во все предыдущие смотры отмечали бережное отношение участников фестиваля «Благовест» к песням донских, кубанских, уральских и сибирских казаков, тонкое чувство стиля как в их обработке, распеве, так и в манере исполнения. За что и удостаиваются высоких оценок жюри. По традиции в рамках фестиваля проходят творческие лаборатории и мастер-класс лучших творческих коллективов и отдельных представителей казачьей художественной самодеятельности, концерты, выставки изделий народных промыслов и ремесел, разворачивается экспозиция декоративно-прикладного творчества – яркая и разнообразная по своему колориту, технике и жанрам.

А завершит праздник гала-концерт лауреатов и награждение их дипломами, грамотами и памятными сувенирами. Поскольку это настоящие знатоки традиций, подлинные мастера декоративно-прикладного творчества, ремесел и промыслов, живописи, лучшие исполнители в номинациях: «вокал» (ансамбли и солисты), «хореография», «инструментальное исполнение», «художественное слово», то критерии здесь неизменны: мастерство, артистичность, сценическая культура, эмоциональность, художественная выразительность, режиссерское решение программы (её сценическое воплощение), этнодостоверность, эстетичность костюмов плюс самобытность и оригинальность подачи материала.

«Благовест» – прежде всего любовь к фольклорно-этнографическому, музыкальному богатству, грамотный подход к его сценической обработке, чуткое внимание к талантам. Казачья культура, по сути, часть духовного наследия русского народа, а сам фестиваль – лучший способ ее пропаганды и популяризации в среде молодежи, привлечения к ней внимания «самой широкой» общественности.