Медиакарта
5:20 | 6 июля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Верность профессии

Верность профессии
10:14 | 06 октября 2011

Нет в жизни ничего дороже любви и уважения родных и близких по духу людей. Вероятно, поэтому меня так тронул рассказ ветерана педагогического труда о своей бывшей коллеге, посвятившей 42 года Осинниковской школе. А именно об отличнике народного просвещения, почётном работнике общего образования Российской Федерации, ветеране педагогического труда, бывшем директоре школы Людмиле Викторовне Новосёловой.

  • Вместе с Людмилой Викторовной я проработала в Осинниковской основной школе 32 года, - поведала отличник народного просвещения Любовь Александровна Бобкова. - Эта школа была ее единственным местом работы и постоянной неустанной заботой. Она была хорошим директором-наставником, мудрым, понимающим другом и для многих учащихся любимым педагогом.

Будучи учителями-математиками, мы часто общались, вместе прорешивали задания, готовили учеников к экзаменам, обсуждали новые методические рекомендации, делились педагогическими находками. Теплые дружеские отношения, сложившиеся с первых лет совместной работы, сохранились до сих пор». Окончив в 1967 году Тюменский педагогический институт, Людмила Викторовна приехала в Осинник по направлению и сразу активно включилась в жизнь школы, комсомольской организации и села.

Школьное одноэтажное здание в ту пору было деревянным. Наполняемость классов была большой, до 30-ти учащихся, так как обучались в них осинниковские ребятишки и из близлежащих деревень: Заимки, Сора, Лебаута и Терёхиной. При школе действавал интернат, где жили приезжие школьники. Руководил школой Сергей Яковлевич Зятьков, а позднее - его супруга Тамара Николаевна.

Будучи цельной натурой, Людмила Викторовна покорила всех доброжелательностью, прямотой суждений и энтузиазмом. В молодую красивую учительницу, творчески относящуюся к проведению уроков, организации классных и внутришкольных мероприятий, влюблялись даже ученики.

Выросшая в сельской местности, она не боялась никакой работы. А так как школа отапливалась печами, то зимой учителям (в коллективе были в основном женщины), приходилось самим грузить чурки, колоть их и складывать. Так вот старшеклассники всегда старались ей помочь.

Как все представители сельской интеллигенции, Людмила Викторовна читала лекции для местных жителей. Без нее не обходился ни один комсомольский субботник или воскресник по заготовке кормов, по затариванию семян на зерносушилках, ни один концерт художественной самодеятельности. Она очень любит петь и с удовольствием танцевала.

Надо сказать, что и со своим мужем Виктором Анатольевичем, местным баянистом, Людмила Викторовна познакомилась в клубе. Приехав в Осинник, она всю свою жизнь посвятила обучению и воспитанию местных ребятишек. Здесь же сложилась и ее семейная жизнь, в которой, как это часто бывает у учителей, на первом месте стояла работа.

Вспоминая начало ее учительской карьеры, старожилы села рассказывают, что не только молодежь, но и люди старшего поколения всегда относились с уважением к молодой учительнице, оказавшейся к тому же хорошей женой и матерью. Поэтому все с одобрением отнеслись к назначению Л.В. Новосёловой в 1978 году директором школы.

«Сегодня почему-то стараются оградить детей от работы, - поделилась Л.А. Бобкова, - а в 60-80-х годах школьники оказывали большую помощь совхозу во время сенокоса. С весны до осени во время трудовой практики ухаживали за школьным огородом, откуда всё выращенное шло в школьную столовую. Зимой, помогая техничкам, заносили дрова для печей, стоящих в каждом классе. Работая вместе с учащимися, коллегами, Людмила Викторовна всегда подавала пример трудолюбия и добросовестного отношения к порученному делу.

Помню, был такой случай: технички, зарплата которых была невысокой, отказались работать. Обычно печи топились до начала занятий, чтобы в классах во время уроков было тепло. Людмила Викторовна, пока в течение недели решалась эта проблема, уговорила меня помочь. Рано утром, пока все спали, мы бежали в школу топить печи, а после уроков мыли полы».

А ей, как директору, приходилось думать не только об образовательном процессе, об улучшении материальной базы школы, но и о квартирах для молодых учителей. О том, как ребятишки из Заимки, жившие в интернате, перебирались через Иртыш домой. Не мало забот навалилось, когда нужно было обустраивать двухэтажное здание, куда переехала школа.

В том, что в Осинниковской школе сложился работо-способный, творческий педагогический коллектив единомышленников, несомненная заслуга Людмилы Викторовны. Коллеги, родители учащихся и сами школьники привыкли видеть в ней строгого, деятельного руководителя и одновременно очень чуткого, душевного человека, всегда готового оказать поддержку.

Достигнув пенсионного возраста, она не могла уйти из школы, которая была единственным местом работы в ее жизни, и, несмотря на ухудшающееся здоровье, продолжала возглавлять ее еще 12 лет. Расставание со школой, ставшей за 30 лет работы в качестве директора родной, далось ей непросто.

Сегодня в Осиннике трудно найти более уважаемого человека. Ведь продолжение учителя - в его учениках. А таких Людмила Викторовна научила математике и воспитала несколько поколений.

Фото из личного альбома Л. БОБКОВОЙ

Автор: Нина ПЕЛЕХ