Банальная истина: сколько бы нас не было на этой земле, у каждого своя неповторимая судьба. У некоторых, правда, она в чём-то схожая, близкая по натуре и духу. Это заметно особенно у тех, на чью долю выпали нелёгкие годины исторических событий, суровые испытания на выживание. Говорю об этом, прежде всего, узнав биографию Анны Михайловны Брагиной, вечной учительницы нескольких поколений байкаловцев. Конечно, очень хотелось бы, чтобы мой опус - попытка заглянуть в её прошлое, предать огласке наш с ней разговор - согрел теплом её душу. Ибо человеку, разменявшему последний десяток столетия, для которого ежедневный труд с детства ассоциировался с понятиями «честь» и «совесть», пожелать чего-либо другого неуместно и нечестно.
Мгновения жизни
Деревня Куприна стоит в трёх километрах от Байкалово. Маленькая, но уютная. Яркие краски осени придают ей особый колорит спокойствия и блаженства. Дом Анны Михайловны Брагиной, высокий и большой, сразу заметен: он настолько ухожен, что кажется, его то и дело красят да обновляют. В высокую калитку стучу что есть силы – не откликаются. Ну, думаю, встреча отменяется. Вдруг слышу: «Да открыто, заходите!»
Я бросила свой взгляд на окно и увидела милое женское лицо, на котором сияла добрая улыбка, а в глазах – такой озорной огонёк, что и молодые позавидуют!
- Сильнее отворяй калитку-то, – попросила Анна Михайловна. - Ну, дорогая, больше хлеба надо есть, тогда и сила будет!
И вправду, калитка открылась, и я вошла на высокое-высокое крыльцо старинного «барского» дома.
Анна Михайловна совсем не удивилась моему приезду, лишь улыбнулась и заметила:
- Я, наверное, по годам-то самая древняя не только в районе, но и за его пределами. Попробуйте-ка дожить до 93-х лет, а? Хотя, кажется, в душе-то мне и нет пятидесяти. Нет, неправда, что годы старят! Просто жизнь - это мгновение, промелькнула быстро. Но в этом мгновении было всё, как в отражении большой реки.
Родилась Анна Михайловна в 1918 году в деревне Осиновке Курганской области в большой семье, она была шестым ребёнком, всего - девять. Её папа работал бухгалтером, мама домовничала. В этой дружной семье каждый знал свои обязанности и трудился наравне со взрослыми.
В начале тридцатых годов Брагины переехали в Тобольск. Здесь Анна окончила школу и осуществила свою заветную мечту – поступила в педагогическое училище. В 1936 году, получив диплом учительницы начальных классов, она приехала работать в Купринскую начальную школу. Ей не было и восемнадцати лет.
- Время было трудное, но счастливое, - вспоминает Анна Михайловна, - меня назначили не просто учительницей, а заведующей школой. А в школе было тогда 67 учащихся. Представляете?! Сейчас, наверное, в иной средней столько нет! И на такое количество ребятишек нас было всего-то два педагога. Всю просветительскую работу в деревне тоже вели мы, учителя. В то время в Куприной была очень большая комсомольская организация, и через некоторое время меня избрали её вожаком. Так что юность была прекрасной. Какие дела мы вершили!
С мельчайшими подробностями рассказывает о своей юности Анна Михайловна. Я слушала и восхищалась её поставленной дикцией, правильной речью, последовательностью мысли. Отточенная педагогическая стать до сих пор сохранилась в ней во всём.
- Досыта хлебнули мы в войну, забывали про сон и отдых. Всем в деревне было нелегко, но жили одной семьёй, в горе помогали. Так и выжили. С мая по сентябрь вместе с детьми то лён дёргали, то колоски собирали. Но победу встретили! – продолжает свой рассказ Анна Михайловна.
И любовь на всю жизнь
В свои 93 года она не-обыкновенно мила. Её лицо не испортили паутинки морщинок, у неё яркий румянец на щеках, в её глазах светится огонёк. А если представить её молодой? Конечно же, Мадонна! В неё влюблялись все деревенские парни. Но… любовь на всю жизнь она отдала одному.
… Возвращались с победой солдаты войны в свою деревню. Их вернулось не много. Фёдор Куприн, пройдя все фронтовые дороги, остался жив, но после тяжёлого ранения ему ампутировали левую руку. Домой вернулся с орденами на груди, но инвалидом войны.
- Он очень был красивым, - с восхищением произносит Анна Михайловна, - поэтому я и не заметила, что без руки. Влюбилась раз и навсегда.
Она достала альбом и показала фотографию, с которой на нас смотрел красивый статный мужчина, и пару ей составить мог только он.
Фёдора Сергеевича, честного труженика и хорошего организатора, сразу назначили председателем Байкаловского сельского совета. Сегодня Анна Михайловна с гордостью говорит о своём муже, который 62 года был её надеждой и опорой:
- Его энергии, стремлению к знаниям мог позавидовать каждый. У него всё получалось. Он хорошо знал производство, любил жизнь, любил людей. Когда стали укрупняться колхозы, возглавил сельскохозяйственную бригаду в Куприной. За хорошие показатели в пятидесятые годы был участником Всесоюзной сельскохозяйственной выставки в Москве. С ним всегда было хорошо.
Они поженились в 1945 году. Свадьбы большой не было, но была любовь. А в 1946 году родился сын Леонид.
- Знаете, мы с Фёдором прожили 62 года, но так и не расписались в ЗАГСе, - признаётся с лукавой улыбкой Анна Михайловна, - как сейчас говорят, в гражданском браке жили. Трижды ходили в сельсовет, и всё нам как будто кто-то мешал. В первый раз председателя не было, во второй – тоже не вовремя. В третий раз пришли, как сейчас помню, в субботу, а председатель сельсовета нам говорит: «Чего же вы решили в этот день регистрироваться? Нехорошая примета. Надо уборкой заниматься, а вы такое ответственное дело задумали». Так и решили, что и без штампа в паспорте проживём, главное, любовь и согласие в семье. Мы ни разу не поругались. Даже в старости один ворчал, а другой молчал.
И мама, и учительница
Их единственный сын Лёня в первый класс пришёл к своей маме. Анна Михайловна вспоминает:
- Дома уговор был такой: сынок, ты зови меня в школе по имени и отчеству, ведь я там, прежде всего, твоя учительница. Но ребёнок есть ребёнок. Однажды слышу громкий крик: «Мама, мама!». Спрашиваю: «Лёня, ты чего?». «Чего, чего, я к тебе три раза обратился: Анна Михайловна, Анна Михайловна! А ты не слышишь, что мне оставалось делать?».
Она со слезами на глазах вспоминает своего единственного сыночка, как он рос, каким был заботливым и упорным в учёбе.
После окончания школы Лёня тоже выбрал профессию педагога и до самых последних дней своей жизни был учителем Байкаловской средней школы. Он прививал детям любовь к спорту, ходил с ними в походы, его воспитанники всегда участвовали в соревнованиях и побеждали.
В 1995 году Леонид Фёдорович Брагин тяжело заболел, его не стало. Это была непоправимая утрата для Анны Михайловны и Фёдора Сергеевича. Они поддерживали друг друга, помогало, что рядом всегда были внучки Наташа и Света, которым и отдавали свою любовь.
Все ученики – её дети
Глядя на жизнерадостную Анну Михайловну, подумала: откуда силы берутся, откуда эта неимоверная жизненная энергия, которая подпитывает всех, кто пообщается с этим человеком?! Разве мало было горя на её жизненной стремнине? Три года назад не стало её любимого мужа. Тяжёлая утрата, но выстояла.
- Вот только ноги немного ослабли, - посетовала Анна Михайловна, а так я ещё всё сама делаю. Вон заготовки салатов на зиму внучкам приготовила. Мне болеть некогда и умирать некогда, – смеётся она. – Помочь всем хочется. Правнуков всех надо дождаться, у меня их сейчас четверо, но, думаю, это не предел, ещё прибавление будет. А сколько у меня учеников, и все они - мои дети. За сорок-то лет работы в одной школе сколько их должно быть? – задала вопрос Анна Михайловна и сама ответила: - Да вся Куприна и половина Байкалово.
Анна Михайловна – самый счастливый на свете человек. Её почтовый ящик всегда полон письмами от бывших учеников, судьба которых разбросала по всем уголкам России. Они до сих пор объясняются в любви своей учительнице и просят совета, как у родной матери. И всем она отвечает теплом и любовью.
Когда три года назад А.М. Брагиной исполнилось 90 лет, поздравить своего самого родного человека приехали её воспитанники отовсюду.
- Такой праздник они мне устроили, такой пир, - с гордостью говорит Анна Михайловна, - что воспоминаний на всю жизнь хватит.
В своём доме она редко бывает одна. Внучки живут в Тюмени, но часто приезжают к своей бабушке, особенно Наташа. Всегда рядом и её ученики. В восемь утра в дверь стучит медсестра Оля Коптик, она и послушает, и поможет в доме порядок навести.
- Людочка Батт - моя ученица, живёт в Дегтярёво, всегда медку привезёт, она стала замечательным педагогом. Валя Куприна каждый день наведывается. Нет, я не бываю одна.
На большом обеденном столе стоят красивые гладиолусы, ярко-красные, белые, розовые, – это самые любимые цветы Анны Михайловны. Об этом знают её воспитанники и щедро дарят их своей учительнице.
Ещё Анна Михайловна частенько устраивает деревенские посиделки. В её просторном доме собираются многие её ученики, которые остались жить в деревне.
- Я настряпаю всего-всего (и пирожков, и булочек), напеку плюшек и сидим мы до позднего вечера, – смеётся Анна Михайловна. - Они, мои ученики, ведь тоже уже в годах, но всё равно по старой привычке учу их уму разуму.
В свои 93 года Анна Михайловна ещё не носит очки, по этому поводу сама удивляется:
- Представить не могу себя глухой и слепой! Нет, я совсем ещё не старая!
Как бы между делом она вытащила из тумбочки толстую тетрадь, на которой красивым каллиграфическим почерком написано «Мудрые мысли». Увидев мой любопытный взгляд, поясняет:
- Пишу, когда нет никакой работы. Мысли красивые и правильные где-нибудь прочитаю и обязательно в эту тетрадочку зафиксирую. Мне-то эти мысли, может быть, и не пригодятся, а вот внучкам своим и правнукам обязательно эту тетрадочку передам.
Анна Михайловна не сидит без дела. На её большом огороде ( восемнадцать соток!) растёт всё, не может она бросить землю.
- Садить помогают, а урожаем щедро делюсь, мне-то много ли надо? Я лишь командую, как бригадир на поле, – с улыбкой завершила свой рассказ Анна Михайловна.
…Её тетрадка мудрых мыслей начинается словами: «Люби людей, твори добро». Несомненно, эти слова стали девизом всей её жизни, в которой эта великая женщина творила добро, с бесконечной преданностью служила своему делу и всем сердцем, бескорыстно любила людей.
Анна Михайловна на пути к столетию. Я верю, что её жизненная дистанция продлится и дальше, потому что без таких людей, как она, всем нам будет сиротливо.
Галина Гребенщикова, фото автора