Крестовой дом Н.П. Казанцева, построенный его руками, выделяется в деревне Ефимовой Тушнолобовского сельского поселения. Родился Николай здесь в многодетной крестьянской семье, с малых лет родители, не знающие отдыха, приучали детей к сельскому труду. Поэтому Николай, сестра и два брата были постоянными их помощниками по уходу за скотом, в огороде и на покосе.
Беда в дом Казанцевых пришла нежданно. Похоронив отца, семья переехала в село Верхняя Салда Свердловской области. Коля к этому времени, закончив восемь классов Тушнолобовской десятилетки, мечтал о профессии механизатора широкого профиля. К 19 годам настойчивый парень получил права тракториста, шофера и успешно осваивал профессию электромонтера. В те годы эти специальности были востребованы на предприятиях центра Урала.
-
По молодости искал работу по душе, а когда в стране началась перестройка, - рассказывает Николай Петрович, - скопив немного денег, решил заниматься предпринимательством. Все получалось, были доходы, только в конце девяностых поборы криминальщиков буквально давили предпринимателей. Будучи семейным человеком, решил оставить город, продав торговые точки, жилье. Переехав в город Ишим, открыл свое дело. Постоянно жил проблемами родной деревни, решил строить здесь собственный дом.
-
Сегодня стройка не завершена, - говорит хозяин, хотя на его подворье кроме дома, узорных изгородей из тальника, есть банька и навес, хозяйственные постройки, - хочу обнести усадьбу красочной изгородью.
Все делает сам виртуоз резьбы по дереву и знаток кладки каминов, как может, украшает свое жилье.
Восемь лет назад пришла ему идея разводить гусей: река с обилием кормов рядом и брошенные сенокосы на противоположном берегу для выгула гусиному стаду хороши. Не раздумывая, поехал в Викулово, где шла реорганизация птицефабрики и инкубаторное оборудование свозилось на свалку. Там – то и выбрал сельский умелец вроде отслужившие свое время два инкубатора. Без малого три месяца восстанавливал он инкубаторы, перечитав массу справочников и рекомендаций. Долгими зимними вечерами тщательно изучал инструкции к инкубаторам, которые нашел. В марте 2003 года на Курганской птицефабрике купил первую партию яиц, еще раз посмотрел технологической процесс инкубирования яиц в промышленном производстве, советовался со специалистами. Первая закладка яиц в инкубаторы вскрыла много секретов этого интересного дела.
-
Как говорят в народе, на ошибках учатся, так было и у меня. В настоящее время имею маточное поголовье гусынь и гусаков, стараюсь, чтобы вес инкубационных яиц был в среднем 140-180 граммов, при этом режим продолжительности инкубирования 29-32 дня при строгом соблюдении температуры, влажности и числа охлаждений, поворачиваний и биологического просмотра. Содержание цыплят требует особых знаний и условий. Каждый птицевод хранит это в секрете, которым делится только с избранными.
-
Ежегодно, - говорит Николай Петрович, - выращиваю востребованное количество гусей на мясо, реализую перо и пух, по весне продаю суточных и подрощенных цыплят. Выращиваю для продажи картофель, а при его невостребованности с осени засыпаю по 15-20 тонн в собственное картофелехранилище. Вот так и живем за счет ведения собственного хозяйства, не надеясь ни на кого. Есть мечта купить новый колесник и технику для выращивания картофеля, построить типовой инкубатор, обеспечивать запросы населения района цыплятами, утятами, гусятами, а еще иметь небольшую птицефабрику с маточным поголовьем. Жаль, что в районе пока никто не заинтересован в производстве диетического, экологически чистого мяса. Мои мечты неосуществимы, пока нет денег, а разговоры о помощи от властей остаются только разговорами. Надеюсь, пока есть силы, средства, буду выращивать птицу.
Хозяин неторопливо встал, подошел к камину, поправил рассыпающиеся угли и сказал:
- Вот так неторопливо и идет наша деревенская жизнь в постоянных трудах и заботах. Кто хочет работать, тот имеет достаток, а не ищет легкой жизни.
Г. Вилицев