Искусство ковроткачества пришло в Сибирь с Востока. Главным производителем ковров на протяжении столетий была Персия. Материалом для персидского ковра ручной работы служила овечья шерсть. Что мешает разводить овец и продолжать ткать ковры, как это было еще в недавнее советское время?
Об этом и не только шла речь на встрече в галерее традиционных промыслов и ремесел, организованной ГАУК ТО «Центр прикладного творчества и ремесел» при поддержке областного комитета по делам национальностей в рамках цикла встреч «Как расцветали розы…». Во встрече приняли участие советник губернатора Тюменской области Сергей Шерегов и председатель комитета по делам национальностей Евгений Воробьев.
В этот раз об уходящих, но столь дорогих сердцу традициях беседовали мастерицы ковроткачества из Тобольска, где не один десяток лет действовала сначала артель, а после и фабрика ковроткачества, свое мастерство воплощали в красоту более 300 ковровщиц. Сырье тогда, правда, возили из Узбекистана. Но нарушились связи в 1990-х – пришел в упадок и промысел.
Сейчас дело за «малым»: организовать все… в общем-то, с нуля. Мастера готовы обучить искусству молодую смену, уверены, способная молодежь откликнется, тем более что художественные школы в Тобольске есть. Нужны личности, которые бы с энтузиазмом занялись этим, заметила искусствовед Наталья Сезева.
Директор центра прикладного творчества и ремесел Лариса Чуфистова, обращаясь к ветеранам ковроткачества, сказала:
– Дело, которым вы занимались, все же развивается и продолжает жить. Готов к публикации альбом о коврах. Три года при поддержке правительства и департамента культуры Тюменской области мы собирали материалы, чтобы открыть выставку ковров.
Бабушки и впрямь заслуживают общего уважения: все они трудились на Тобольской ковровой фабрике в 1960–1990-е годы. Тридцать три года провела за ковроткацким станом тоболячка Мария Чулкова (Черниченко), также более тридцати лет – Людмила Доронина. Больше двадцати лет отработала ковровщицей Тамара Филатова. Нина Мартюченко (Лазарева) в настоящее время проживает в Тюмени, а в далеком 1953 году начала свой трудовой путь в тобольской артели. Работу свою любили, старались делать ее так, чтобы ковер служил вечно и оставался при этом образцом признанного художественного достоинства. В каждом ковре – часть души мастера.
При виде ковроткацкого станка руки женщин невольно потянулись к рамкам с натянутыми нитями, к «кончикам» – разноцветным обрезкам шерстяных ниток, из которых и составляется узор. Глаза помолодели, пальцы пошустрели. Надо, надо передавать опыт молодежи. Будем надеяться, что так оно и будет.
Уникальность сибирского ковра не только в его длинном ворсе: они отличались повышенной декоративностью за счет использования черного фона и живописных цветов на нем. Черный фон символизирует плодородную землю, яркие букеты напоминают о красках благодатного лета. Мудрость черного и страсть красного не только впечатляют, но означают могущество и богатство. И все это – Сибирь-матушка.
Автор статьи: Людмила ФИЛАТОВА
рубрика: Горница