Юбилею школы посвящается
Первое упоминание о Тютринской школе было найдено в архиве от 7 декабря 1932 года. Из отчёта мы узнаём: «Адрес: Уральская область, Суерский сельсовет, селение Тютрина – Волкова. Директор школы – Тютрина Надежда Ивановна. Школа первой ступени, трёхлетка. У школы заключён договор о содействии политехнизации, всяческой помощи и поддержки с колхозом «Трактор».
29 декабря 1935 года проходит первый слёт передовых работников культурного фронта Упоровского района. О Тютринской школе отмечено, что учителям трудно работать, так как часто нет дров и керосина. Хромает работа ликбеза. Слабую помощь оказывают районные сельские поселения, сельский совет и колхоз. От их помощи зависит работа учителей.
1939-1940 учебный год. В Тютринской школе 62 ученика, директор по-прежнему Надежда Ивановна Тютрина.
1941 год. Страшный год для каждого человека, ещё страшней для детей. Они остаются без родителей, дома. На базе школы открывается детский дом №70. А в ноябре 1942 года сюда привозят детей из блокадного Ленинграда. Одной из них была Регина Романовна Зиновьева. Когда читаешь её воспоминания, равнодушным остаться невозможно. Вот лишь небольшая часть.
«Когда началась война, мне не было ещё и пяти лет. Так получилось, что я осталась в блокадном Ленинграде. В марте 1942 года умерла мамина мама, затем умер мамин брат. В апреле 1942 года умер его сын – ему было 7 лет. Остались мы с мамой вдвоём, она еле передвигала ногами – была дистрофиком. Однажды мама повела меня в садик, на улице стоял ужасный мороз, мы шли очень медленно, так как сил совсем не было, и моя мамочка упала. Я её стараюсь поднять, а она встать не может, я плачу, тормошу её – не встаёт. Хорошо мимо проходил военный, он поднял маму и унёс в больницу, а меня увёл в детский дом. Моя тётя – Елена Тимофеевна Локтева – взяла меня из детдома и вместе с двоюродным братом устроила в интернат, который эвакуировали через Ладожское озеро. Там нас посадили на поезд и отправили в Сибирь. Сибиряки нас встретили очень гостеприимно: поселили в самом лучшем доме – двухэтажном с приусадебным участком. Всем детям сделали деревянные кроватки, матрацы набили сеном. Огород копали воспитатели и старшие дети. Я была в младшей группе – дошкольников, двоюродный брат – Рудик – в средней. Старшие ребята от 12 до 14 лет занимались огородом, заготавливали сено, то есть помогали воспитателям, старшие девочки помогали в госпитале, гладили и сворачивали бинты. Средние ребята от 8 до 11 лет ловили рыбу, ходили в лес за грибами и ягодами. А мы, младшие, весной рвали крапиву, собирали ягоды. Все дети работали. Колхоз выделил корову и лошадь. Старшие ребята за ними ухаживали. Мама долго меня искала и нашла только в 1944 году, у неё сохранились письма от воспитателей и заведующей. Какие замечательные были у нас воспитатели, они с нами не только занимались, как могли, заменили нам матерей, обшивали нас, обстирывали, мыли. К каждому празднику готовили концерт и ходили с ним в госпиталь. Всех их можно назвать героями Советского Союза. Низкий поклон нашим воспитателям – Марии Михайловне Селянкиной и Анне Игнатьевне Вихровой. Я помню, как все вышли провожать этих мальчиков. Мне они казались такими взрослыми. Они, важные, полные достоинства, с нами прощались. Мы им завидовали, что они уезжают в Ленинград, и все плакали. А они улыбались. В 1944 году младшая группа пошла в первый класс. Нам уже было по 7-8 лет. До 1944 года образование в школах начиналось с 8 лет, а с 1944 – с семи. Мы все были очень маленькие, мне исполнилось 8 лет, а рост у меня был 109 см. И вот настал День Победы! Все обнимались, целовались, а Антонина Владимировна распорола своё единственное нарядное крепдешиновое платье, сделала из него флаг и повесила на нашем доме – это ещё один подвиг ленинградской женщины».
Много лет Регина Романовна мечтала побывать на Сибирской земле, и осенью 2009 года мечта осуществилась. Она вместе с мужем и бывшей воспитанницей Суерского детского дома Нирсой Павловной Антоновой приехали в Суерку. Пробыли они три дня, которые были насыщены встречами с интересными людьми, посещением музея в с. Упорово и, конечно, детским домом.
В 1961 году Тютринский детский дом расформировали, а детей развезли в другие учреждения. Из воспоминаний Анны Петровны Южаниной:
«С 15 августа 1961года на базе детского дома открыли вспомогательную школу, директором которой стал Николай Агафонович Важенин. Проработал он недолго, на смену ему пришёл Аркадий Андреевич Пустозёров. Жили и работали творчески. Музыкальную работу вёл Анатолий Кузьмич Яковлев. Был в то время свой клуб в детском доме. Он стоял на берегу Тобола. Все постройки были деревянными, ветхими, кроме кухни, которая стоит до сих пор.
За забором клуба размещалась конюшня, в которой жили школьные лошади. Конюхом тогда был Яков Степанович Переладов. Держали 16 коров и свиней. Весь скот находился на подсобном дворе, где сейчас школьные склады. Дояркой работала Людмила Васильевна – спокойная, добрая и ответственная женщина. Свинаркой была Антонина Петровна Чирятьева. Когда конюх Переладов ушёл на пенсию, его заменил Пётр Петрович Наам. Баня в то время была деревянная, в ней долго работала Татьяна Лазаревна Шмакова. Стирала она на всех ребят руками. Была почётным донором.
Детей в школе было 80, всего 4 группы. Воспитателями работали А.М. Седов, Н.К. Седова, Н.А. Крикуненко, Т.В. Губина, В.С. Южанин, Н.А. Бурова, Г.К. Звягин. Учителями трудились А.П. Южанин, В.П. Усова, Е.К. Шапошникова, Е.Я. Чуркина, П.М. Привалова и др.
Много лет, вплоть до 2003 года, медицинским работником была Анна Давыдовна Переладова. Она говорит: «За годы моей работы в детском доме сменилось 14 директоров. Наиболее перспективными из них были: Николай Агафонович Важенин, умница, очень ладил с воспитанниками; Яков Евменович Григорьев, культурный, вежливый, строгий, но весельчак; Полина Максимовна Привалова для меня была примером во всём. Её отношение к жизни во многом помогало в работе. Много лет возглавляла школу-интернат Любовь Иосифовна Шестакова. С ней было легко: по любому вопросу, касающемуся школьного, общественного или личного, я находила понимание и поддержку».
Огромный вклад в обучение и воспитание детей-сирот вложили супруги Седовы Александр Макарович и Надежда Кузьмовна. По сей день стоит справа от дороги, на въезде в с. Суерку, обелиск, сделанный руками Александра Макаровича и его воспитанников.
Много для интерната сделал Александр Георгиевич Семёнов. Именно под его руководством было завершено строительство спального корпуса. В тот далёкий 1979 год это здание было пределом мечтаний.
Любовь Иосифовна Шестакова проработала директором в школе много лет. Именно ей пришлось руководить в тяжёлые девяностые годы. Очень трудное было время, безденежное. Средств хватало только на питание воспитанников, ни о чём другом даже не мечтали. Задерживали заработную плату, но тем не менее коллектив выполнял свои обязанности качественно, с энтузиазмом. Управлять школой помогали Л.В. Половникова, П.М. Привалова, А.В. Муромцева, С. Ю. Переладов, М.И. Тимофеева и главный бухгалтер В.А. Привалова.
В настоящее время в школе-интернате проживает 40 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. К нам прибывают ребята со сломанными судьбами, больные и обездоленные. Задача коллектива их отогреть, помочь поверить в теплоту и душевность, залечить раны, социально адаптировать и выпустить самостоятельными людьми, умеющими построить свою личную жизнь и приносить пользу обществу. За последние годы многое сделано для создания условий проживания детей: произведён капитальный ремонт газовой котельной, крыши на здании школы, установлена водонапорная башня, проведены водопровод и канализация в здания школы, спального корпуса, медпункта, улучшена отделка стен столовой, меняется мебель.
Большую помощь оказывают члены Управляющего совета, о них я писала уже неоднократно. Это Ю.В. Плесовских, Ю.К. Гулиев, А.Д. Могутова, В.И. Гольцман, В.Д. Брант, В.В. Полков, С.А. Штыкова, Е.Ф. Парфентьева, Р.Б. Сарсикеев, С.Н. Токарев. И если в 1935 году не очень лестно отзывались о помощи со стороны сельских поселений, то сейчас можно сказать, что нам повезло с главой Виктором Викторовичем Полковым.
Учебно-воспитательный процесс осуществляют 13 учителей и 8 воспитателей. Средний возраст педагогов 43 года. Молодой работоспособный коллектив. Они могут мобилизоваться, собрать все силы в кулак, с юмором взглянуть на тяготы своей работы и вновь пожалеть и обласкать любого ребёнка. С гордостью их называю: Л.И. Шестакова, О.В. Арсеньева, С.Н. Токарев, И.Н. Брант, Г.А. Кокшарова, И.В. Сарсигеева, Л.Г. Ипатова, А.Г. Елесин, Н.В. Тощев, А.Е. Сарсикеева, А.А. Гольцман, Е.Ф. Парфентьева, Л.В. Завьялова, Т.И. Кузьмина, С.А. Каипова, С.В. Протопопова, С.Н. Сарсикеева, Е.М. Полковникова, Л.А. Моженова, Р.Б. Сарсикеев, Л.М. Носонова, Г.А. Нургалеева, А.С. Арсентьева.
Жизнь интерната – это жизнь большого общего дома, с кастрюлями, подушками, огородом, уборкой территории и многим, многим другим. Без обслуживающего персонала эта жизнь была бы невозможна. Спасибо им огромное за достойную работу, за помощь в воспитании детей, за понимание и поддержку.
2011 год для Тютринской специальной (коррекционной) школы-интерната – юбилейный. 70 лет исполняется детскому дому и 50 лет – вспомогательной школе.
Я от души поздравляю всех, кто работает в школе, кто нас знает, кто помогает, с двойным праздником и желаю всем исполнения желаний.
Марина ТИМОФЕЕВА, директор школы.