Сегодня мы продолжаем наш цикл «Правила жизни». Цикл, посвященный людям дела. Наши герои - представители разных профессий, но у них одна общая идея -стремление к созиданию должно быть у каждого человека, живущего на своей земле. Итак, очерк номер два.
Этот человек долгие годы занимается самой настоящей научной работой. Предмет исследования – история нашего района, история села Покровское. А еще он занимается тем, что на официальном языке называется «привлечение инвестиций в развитие туристической инфраструктуры». Для этого ему пришлось уйти из школы, с должности директора. Он ходит в экспедиции, пишет книги, роется в архивах, общается по сети с друзьями из Миннеаполиса и мечтает о создании культурно-туристического комплекса в своем родном селе. Итак, правила жизни Игоря Ястребова.
Вчера
Можно сказать, что интерес к истории у меня появился спонтанно. В 99-м году я был классным руководителем, детей надо было чем-то занять и мы начали ходить в походы. Создали клуб «Сталкер», стали развивать такое направление, как фрироад – пересечение местности с помощью туристического снаряжения. Постепенно туристический интерес сменился интересом краеведческим. Я начал общаться со старожилами, записывать воспоминания, факты. Интересно, что если специально человека спросишь о каком-либо событии, он не помнит. А затем якобы случайно его встретишь на улице и неожиданно задашь вопрос – сразу ответит. Например, я долго искал информацию о доме, где родился министр мясной и молочной промышленности СССР Сергей Антонов. Спрашивал стариков – не помнят. Ну, где-то там или там. А потом встречаю деда на улице: «А где Антонов-то жил»? - «А вон в том доме». Так и узнали. Сейчас, конечно, много информации черпаю в архивах. Ельцинская библиотека множество книг оцифровала – можно почитать в сканированном виде. Хотя, конечно, Покровка – это не губернский город, но в любом старом издании о крае она проскальзывает. Что касается Распутина – я не отношу себя к специалистам по изучению его личности. У нас есть Смирнова, успешно этим занимающаяся. К тому же все факты его биографии уже изучены, новое что-то обнаружить уже сложно. Мой интерес – все, что было, происходило в Покровке и окрестностях.
До революции было два таких мощных села – Иевлево и Покровка. Почему Иевлево? А там была пристань, первая больница, первый почтамт, проводной телеграф. А Покровка до 20-х годов была волостной столицей – все главные учреждения были здесь. Почему происходит смена центров? Та же Тюмень стала столицей области или Москва после Санкт-Петербурга. Я считаю, что трудно установить власть и влияние, когда силы, сконцентрированные не в столицах, продолжают действовать. Поэтому проще переместить столицу и заново создать центр власти. Тем более после таких гражданских волнений, что были в 20-х годах. У Покровки всегда была особая репутация. Село располагалось на кандальном тракте, и многие ссыльные здесь оставались. Отсюда определенная аура, которая, при правильном подходе, может также привлекать туристов.
Сегодня
Сейчас пока работой с туристами я не занимаюсь – планирую запустить один туристический проект с нового года. Если раньше мы ориентировались на Америку, Австралию, Новую Зеландию, в этот раз планируем выйти на Европу. Маршруты мы разрабатываем совместно с зарубежными турагентствами, которые специализируются на изучении России. Они находят посредников в Москве, те – в Тюмени, а затем уже мы. Для большинства побывавших у нас иностранцев Россия теперь ассоциируется с Покровкой. Они были в Москве, Питере, центральной России. Но искали ту самую русскую самобытность, русскую загадку. Все то, что нам позволило в войне победить, выжить в голод и репрессии. И Покровка была их последней точкой в маршруте. Они уезжали с мыслями о Покровке, и все, что было раньше – уже забывалось. Все музеи в центре России проще смотреть по Интернету. А здесь отдых, простор. Аудитория была разная – пенсионеры, молодежь. Сначала музей Распутина, затем кто-то шел в лес, кого-то вели на рыбалку, кто-то на качелях качался. Многим нравился простой процесс растопки самовара. Были те, кто в октябре купался в Туре. Словом, обычное общение, как родственники в гости приезжают. И им это очень нравилось. Размещали мы их здесь же, в домах у покровчан. И практически с половиной из них я до сих пор общаюсь по Интернету. А с января мы планируем увеличить время пребывания гостей в Покровке. Придумаем что-то новое.
Мои дети в силу возраста пока историей не интересуются. Вырастут – пусть сами решают, где им жить. Изучая историю, мы всегда сравниваем те или иные времена. И меня буквально поразило то, что на протяжении трех веков не менялось отношение сибиряков к учебе, к школе. Если изменить шрифт старых источников на современный – ощущение будто читаешь недавний документ. Отношение родителей к обучению детей, отношение государства к учительству. Проблемы школы 18-го века и нынешней – практически идентичны. Родители вроде и понимают, что учить ребенка надо, но не всегда прилагают к этому усилия: или дорого или некогда. Не все, конечно, но значительная часть. Это, считаю, чисто наше, российское.
Завтра
Чтобы село развивалось, нам нужны инвестиции. Нужен тот, кто построит, например, гостиничный комплекс, стилизованный под русское зодчество. Для привлечения иностранцев нам нужна точка общепита с рафинированной едой, к которой они привыкли. Им нравится наша кухня, но среди них много тех, кто придерживается в питании определенных принципов. Бизнесмен, умеющий зарабатывать, запросто может поставить на поток реализацию сувениров. Была у нас группа иностранцев, так они в тюменской кузнице скупили все изделия – вплоть до ржавого гвоздя. Мы запускали проект с открытками, оформленными в стиле ретро, с текстом на английском языке. Весь тираж разошелся. Наши гости с удовольствием ставили штемпель покровского почтамта. Считаю, перспективное направление. Но я могу написать целую книгу про тех, кто в разное время обещал или начинал что-то делать в этом плане. Единственные, кто серьезно обозначил свои намерения и приступил к действию, – это представители московской компании «Наша эпоха». Фирма занимается сохранением культурного наследия царской семьи, активно поддерживается потомками Романовых, проживающих в Европе. В Покровке ими начато строительство гостиничного комплекса. Наше село им стало интересно, а я со своей стороны готов помогать людям, вкладывающим средства в развитие Покровки. Многие ведь не до конца еще понимают возможности туристического бизнеса. Я знаю, что наши внутрирайонные маршруты уже поделены между федеральными туроператорами. Рано или поздно начнется инвестирование и заработает тот, кто будет первым.
Идея книги родилась два года назад. Приехал в гости родственник, предложил издать собранный материал. Краеведческая книга – это очень дорогое удовольствие. Я начал работу, а средств на издание не было. Когда начались контакты с «Нашей эпохой», я рассказал им о книге. Они и профинансировали издание. Книга называется «Пусть село мое неброское…», вышла в свет в июне в московском издательстве
«Форум» тиражом 3000 экземпляров. В ноябре планируется презентация издания в Тюмени совместно с Департаментом стратегического развития правительства области. В книге все, что наработано мной за десять лет. Распространять книгу будет издатель. Экземпляр я уже отправил в Америку, учительнице из Миннеаполиса, которая преподает английский детям наших эмигрантов и в свое время была в Покровке как турист. Она уже нашла переводчика, который переведет книгу на английский. Что мной движет? Элементарный патриотизм. Мне нравится Покровка, я не сторонник урбанизации и хотел бы жить здесь. И что-то сделать для своего села.
Из книги Игоря Ястребова «Пусть село совсем неброское…»
“Существует предание о возникновении слободы, удлиняющее ее происхождение чуть ли не на целый век, которое содержится в воспоминаниях Матрены Распутиной: «у нас мало точных сведений о происхождении этого села. Они должны относиться ко времени царя Ивана Грозного, к тому периоду, когда после покорения Сибири казаком Ермаком Тимофеевичем московские купцы начали меновую торговлю с покоренными народами. Они шли речными путями по направлению к Ледовитому океану, обменивая свои товары на меха и другие ценные продукты Сибири. Чтобы сплотить этот богатый рынок, с одной стороны, и чтобы защитить свои караваны от этого «дикого края» - с другой, эти купцы при содействии московского правительства создали в главных центрах небольшие города, которые имели также торговое и военное значение. Там находился гарнизон, способный при необходимости защитить город и даже выступить вглубь Сибири.
Одним из самых старых таких городов был Тобольск. Его городские власти расположили сторожевые посты – род блокгауза – вдоль всей дороги, ведущей в Европейскую Россию, по берегам Тобола и Туры вплоть до Тюмени. Эти посты, расположенные в самых важных центрах, имели целью постоянное наблюдение за Ордой, то есть за правым берегом, где расселялись кочевые народы.
Один из таких постов был создан неподалеку от слияния рек Туры и Тобола, на распутье большого Тобольского тракта и дороги, ведущей на Восток вглубь Орды. Он назывался Пяткино распутье, по имени казака Пяткина, первого главы этого поста. Судьба не сохранила его имени. Однажды там укрылся богатый караван купцов, захваченный врасплох татарами. Купцы, при содействии небольшого гарнизона, отчаянно оборонялись от более сильного и многочисленного о врага пока не подоспела помощь. Осажденные были освобождены в день праздника Покрова Пресвятой Богородицы. Благочестивые купцы, приписавшие свое чудесное освобождение Пресвятой Богородице, построили небольшую деревянную часовню – дело редкое в эту эпоху в Сибири. С тех пор название Пяткино распутье часто заменялось названием Покровское. И одними из самых старинных родов, живших в городе, были род Распутиных и Пяткиных…”