Святейшие шаги по Уралу
Приезд его Святейшества, Патриарха Московского и всея Руси в Екатеринбург – значимое событие не только для верующих, но и для всего Уральского федерального округа. Неслучайно во Дворце игровых видов спорта, где проходила встреча с общественностью, не хватало мест. По милицейским данным, здесь собралось более шести тысяч человек, а потому за полчаса до назначенного времени вход в ДИВС был ограничен даже для обладателей пригласительных билетов, аккредитованных журналистов и представителей официальных делегаций. И наверняка не удача, а Божья воля сопутствовала нашей тюменской делегации, в которую вошли депутаты, журналисты, священнослужители, семинаристы и православная молодёжь области.
Сразу по приезду отправились к Храму-на-Крови, вознёсшемуся на месте дома инженера Ипатьева, как символ памяти и покаяния за убиение царской семьи. У подножия лестницы, ведущей в верхний храм во имя Всех святых, возвышается крест, окружённый фигурами последнего государя, его супруги и детей – мало кто из идущих сюда не остановится для поклона. Справа расположился колокол-благовест с изображением св. Царственных страстотерпцев – его в эти дни освятил Патриарх Кирилл. Освятил он и нижний предел храма, что находится в цокольном этаже, – именно здесь была расстрельная комната, в которой так трагически оборвалась история Российской Империи. За дни визита патриарх успел многое – встреча на один час, где среди шеститысячной паствы побывали и мы, лишь один из шагов Святейшего по уральской земле. Шаг, который навсегда останется небесной радостью в сердцах многих и многих людей.
В своём первосвятительном слове Кирилл обратился к теме труда и преемственности. «Хочу разделить с вами некоторые мысли, возникшие от самого факта посещения этих замечательных мест», – сказал патриарх. Преемственность, по его словам, это не передача всего того, что имеем, другому поколению. Ведь многие вещи теряют своё предназначение, портятся, и мы их выбрасываем. Следующее поколение не помойка, ему не передашь автомобиль, холодильник, стиральную машину – всё то, чем мы стремимся обладать, что считаем ценностью, и за что деньги платим. Разве что чудак какой в музей поставит – так его предки бельё стирали и передвигались в пространстве. Базисная ценность – это то, что принадлежит внутреннему миру человека, формирует личность. Это матрица, формирующая национальное и личностное сознание человека, принадлежащего к определённому этносу или определённой исторической общности людей. Идеологии, даже самые сильные, живут три-четыре поколения, а религия – это тысячелетняя общечеловеческая нравственность. Любая религия, будь то православие, мусульманство, иудаизм, аппелирует к природе человека, к тому, что убийство – грех, воровство – грех для каждого, где бы он ни родился и кем бы ни был. При помощи веры мы должны хранить нравственный идеал, передавать его другому поколению, создавать не киборга, а того человека, который венец творения божеского. Также и в строительстве: «Стеклянными небоскрёбами сейчас никого не удивишь в мире, люди едут для того, чтобы увидеть культуру народа… Нужно найти возможность сочетать культурную, архитектурную традицию старой России с этим новым и столь необходимым для всех нас строительством». Не уходя в академические рассуждения, коснулся Патриарх философии труда: «Поселив первых людей в Эдем, Господь повелел им заботиться о нём, возделывать землю, то есть без труда не может быть рая. Невозможно ничего не делать и быть счастливым. Выражение «общее дело» переводится на греческий как литургия, и это неслучайное совпадение – мы общее дело молитвы в храме продолжаем каждый на своём рабочем месте. Ум человека, его руки производят ценности, даже в маленьком кусочке хлеба труд множества людей. Это и есть общее дело, и работник должен выполнять его честно, не тянуть на себя, не сквернословить, не пить на рабочем месте. Один западный экономист говорит, что межличностные отношения гораздо больше влияют на производительность труда, чем уровень заработной платы. Когда мы сквернословим, грубим, мы разрушаем здоровую ткань человеческих отношений. Давайте научимся говорить не как питекантропы жестами и матом, а нормальным русским языком. Начальники, руководители, собственники несут большую ответственность за это общее дело. И начальник должен видеть в своих рабочих – людей, предмет своей любящей заботы, а если он думает только о прибыли, выгоде, то он совершает преступление перед Богом. Всё то, чем мы владеем, – это дар божий, и чем больше человек имеет, чем больше у него власти и подчинённых, тем больше должна быть его работа. И если мы будем трудиться на совесть, а каждый руководитель помнить о данной ему ответственности, заботиться о подчинённых, другими станут наш мир, экономика и политика».
Очень многое успел вложить в умы и сердца паствы святейший патриарх за сорок минут своего выступления. Но услышать мало, нужно ещё принять. И не забыть, а выполнять. Святейших шагов уже ждут другие уголки российской земли, а нам, уральцам, сибирякам, есть что изменить в себе и своей жизни, есть над чем подумать, например, над тем, какое «великое счастье быть здоровым и трудиться».