В большинстве развитых стран действуют системы, обеспечивающие вызов всех служб экстренной помощи по единому номеру. В странах Евросоюза это номер «112», в Англии «999», в США и Канаде «911». Эти системы работают с начала 70-х годов XX века и достаточно хорошо себя зарекомендовали.
В ближайшем будущем Россия также перейдет на единый номер вызова экстренных оперативных служб. До 2012 года планируется создание системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб через единый номер «112». Создание системы «112» одобрено президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации.
Российская служба «112» будет координировать работу всех экстренных служб: пожарной охраны, полиции, скорой помощи, газовой сети, службу «Антитеррор» и т.д. Система «112» создаётся на базе единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований.
Необходимость создания единых дежурно-диспетчерских служб (ЕДДС) продиктована следующими факторами.
Очевидно преимущество телефонного обращения к экстренным оперативным службам по типу «одного окна», которое позволит населению при возникновении чрезвычайного происшествия не задумываться, какая именно служба ему необходима, и какой номер требуется использовать для доступа к ней. Звонок на номер «112» бесплатный, с мобильного телефона можно дозвониться, если на счете нет денег, а с определённых моделей даже без сим-карты.
Всевозможные нештатные ситуации, угрожающие жизни и здоровью людей, требуют от служб экстренного реагирования предельно быстрых решений и слаженных действий. Переход на ЕДДС значительно повысит оперативность реагирования и эффективность функционирования дежурно-диспетчерских служб различной ведомственной принадлежности при их совместных действиях.
В отличие от западных аналогичных служб российская ЕДДС выполняет ещё одну немаловажную функцию - сбор оперативной информации от дежурно-диспетчерских служб (в т.ч. ЖКХ, РУС, РУЭС, ДРСУ и др.), служб контроля и наблюдения за окружающей средой. На основе полученных данных осуществляет анализ и оценку обстановки. Российская служба «112» не только спасает, но и предупреждает возникновение чрезвычайной ситуации.
В Абатском муниципальном районе на сегодняшний день служба ЕДДС находится в стадии становления, располагается в здании администрации Абатского муниципального района. Но уже сейчас службу несет диспетчерский состав, который обеспечивает круглосуточный прием сообщений о любых происшествиях, несущих информацию об угрозе или факте возникновения ЧС. Прием звонков осуществляется пока только по телефону 52-0-01, но уже в скором будущем планируется оснастить единым номером «112», современными техническими средствами и программами, прямыми телефонами с экстренными службами района для более быстрого реагирования экстренных служб по различным сообщениям, поступающим от граждан.
Отдел по делам ГО и ЧС администрации района