Герой нашей публикации никогда не думал, что его профессия будет связана с физикой, потому что в Каргалинской школе, где он учился, не было в тот период сильного учителя по этому предмету. И никогда не думал, что жизнь его будет связана с педагогикой, со школой.
Профориентацией тоже особо в восьмидесятые не занимались, и юный выпускник Каргалинской школы Андрей Лотов отправился поступать в Тюменский государственный университет. Продолжить изучать решил точные науки (чета педагогов Ананьевых увлекла математикой и химией) и поступил на физический факультет, чтобы лучше узнать именно эту науку.
На физическом факультете готовили теоретиков физики, никак не педагогов, но опять же Ю. Г. Ананьев пригласил молодого специалиста на практику в родную школу. И учить детей будущему педагогу понравилось. С 1993 года Андрей Александрович уже начал трудовую биографию в Каргалинской школе учителем физики.
Путь в профессию
-- Это было интересное время, -- вспоминает он, -- я вёл у ребят физику и астрономию. Но кроме этого, детей хотелось научить и другому, поэтому организовал кружки – фотографии и радиоэлектроники. Мы учились фотографировать, делали цветомузыкальные приставки. Сейчас зайди в магазин – и выберешь всю необходимую технику, а раньше ничего не было, всё делали сами, разбирали старые телевизоры и магнитофоны. Я видел в глазах детей живой интерес, это было интересно и мне самому.
В 2000-м году перспективного педагога пригласили работать в Викулово. Андрей Александрович согласился – определённый этап работы в маленькой школе им был пройден, хотелось чего-то большего, нового. В жизни каждого человека наступает момент, когда один период деятельности пройден, и нужно двигаться дальше. Его выбор пал на первую школу, именно там помогли ему с временным жильём.
В ВСШ №1 Андрей Александрович продолжил вести физику и астрономию, а также готовиться с ребятами к олимпиадам. Появилось у учеников желание участвовать и в олимпиаде по информатике, но на тот момент учителю самому не хватало знаний в этой области, и тогда, действуя по принципу: хочешь в чём-то разобраться – расскажи об этом другим, начал знакомиться с языками программирования, заинтересовывая детей.
-- До сих пор ребята, давно уже выпускники школы, да и вузов, при встрече благодарят за помощь, -- с улыбкой говорит Андрей Александрович. – Олег Асеев, Юра Лощаков, победители областных олимпиад, участники Всероссийских, учёбу продолжившие в Новосибирске, по приглашению.
С 2004 года Андрея Александровича назначили директором школы. И с тех пор он старается всё, что происходит нового в системе образования, притянуть в свою школу. Школа стала экспериментальной площадкой для многих проектов.
-- Я всегда знал, чувствовал, что если что-то предлагают модернизировать, изменить, пусть пока и в необязательном порядке, то это станет потом нормой, -- говорит директор.
И он прав. Многое из его начинаний прижилось не только в родной школе. Именно такие качества, как небоязнь, желание познать новое и дальновидность, интуиция, предчувствие, позволили директору сделать школу всегда идущей на шаг впереди…
Трудно менять традиции
Любое новшество не всегда встречается на ура, чаще всего новое вызывает страх неизвестности, страх отказа от сложившихся годами традиций. В 2006-м году в областном правительстве говорили о внедрении новой системы оплаты труда учителей и рекомендовали главам муниципальных образований вводить её на своих территориях. В предложенную программу А. А. Лотов внёс коррективы, преследуя справедливую цель: платить каждому учителю по объёмам занятости с детьми, премировать за достижения. Тогда-то и появился в первой школе «стимулирующий» фонд, средства которого по сей день идут на поощрения учителей и учащихся. В то время апробация новой системы оплаты труда педагогов выявила как плюсы, так и минусы, и директор в своём дипломном проекте в ТОГИРРО «Система оплаты труда как средство мотивации деятельности субъектов общеобразовательного учреждения и повышения качества образования» провёл анализ нормативно-провавой базы, касающейся вопросов оплаты труда и нормирования труда педагогов РФ, выявил плюсы и минусы Единой тарифной сетки, проанализировал концепцию штатно-окладной системы оплаты труда москвичей. И вот, получив рецензию преподавателей, с 1 сентября 2006 года Андрей Александрович ввёл новую систему в первой школе, благодаря чему повысил мотивацию учителей давать детям качественное образование, учеников – участвовать во всевозможных олимпиадах, фестивалях и конкурсах и получать за то признание и вознаграждение. Тогда школа получила грант на 1 миллион рублей, а директор читал лекции о новой системе оплаты труда не только в Тюмени, но и в Калининграде.
…Теперь – стандарты нового поколения. Второй год пошёл, как начальная школа стала обучать согласно этим стандартам. ВСШ № 1 стала первой, кто в районе взялся за эксперимент. Сейчас наблюдается массовый переход школ на систему Занкова, а первая школа уже шесть лет назад сделала это, обучается уже среднее звено «занковцев». Директор предвидел это.
-- Любая проба нового ведёт к опыту, но и к ошибкам, -- считает он, -- вариантов решения проблем экспериментатору, почему-то, не предлагают. Вот прошёл год, как перешли на новый стандарт обучения, а нас, тех директоров, которые участвуют в эксперименте, не собрали, не спросили о трудностях. Не было анализа, а анализ – это первый закон эксперимента. Многие до сих пор не понимают, что ФГОС – это не просто внеурочная деятельность, материальная база для которой, кстати, не была обеспечена изначально, ФГОС – это иное преподавание, преследующее другие цели, нежели традиционная школа. К примеру, на физике дети РАЗВИВАЮТСЯ с помощью инструмента физики. Задача учителям не вложить знания, а научить мыслить, уметь правильно воспринимать окружающий мир, решать ту же физическую задачу в быту. Стандарт – это универсальное развитие человека. Дай человеку рыбу – он будет сыт один день, научи его ловить рыбу – он будет сыт всю жизнь. НАУЧИТЬ человека УЧИТЬСЯ – вот смысл нового обучения!
Смысл обучения и в упрощении некоторых вещей. Отвлекать педагога от работы творческой не должна документальная. Вот почему сейчас в школе идёт ещё один эксперимент – знакомство с электронным дневником и электронным журналом…
-- Эта идея родилась ещё год назад, -- с энтузиазмом подхватывает тему Андрей Александрович, -- но нужна была специальная программа и серьёзная компьютерная база. До этого на деньги выигранного школой гранта мы приобрели хорошую технику, но для идеи не доставало своего сервера и суперкомпьютера, в котором хранилась бы вся информация электронных дневников и журналов. Теперь он у нас есть…
В чём преимущества этих виртуальных документов? Каждому ученику даётся свой логин и пароль, в чужой дневник не войдёшь, а вот классный руководитель имеет доступ к дневникам всего класса. Он может зайти поставить отметки, написать тему урока, домашнее задание, сообщение родителям. Ученик в дневнике может посмотреть домашнее задание, расписание на следующий день, общаться с классным руководителем, создать портфолио достижений, сделать доступными для всех свои проекты (кстати, из всех портфолио и проектов создаётся общее портфолио школы). Но что делать, если дома нет компьютера? Андрей Александрович планирует установить в школе терминал для общего пользования.
Сейчас, в первой четверти, с электронными дневником и журналом знакомятся пока учителя (кстати, с журналом будет тоже проще работать: нужно будет только заносить новые данные, а специальная программа проведёт расчёты, анализ). Во второй четверти директор планирует раздать уже и ученикам логины и пароли от своих дневников. Но от бумажных документов в школе в этом году отказываться пока не будут, нужно посмотреть, как приживётся нововведение, привыкнуть.
Директор ВСШ №1 планирует все школы района подключить к одному серверу, если, конечно, у руководства этих школ появится такое желание. Сейчас работают только с Коточиговской, чтобы у учителей была подобная практика.
О «механизмах» стимулирования
Говоря о появлении в школе так называемого «стимулирующего» фонда, мы не сказали, как именно идёт премирование. Премируются не только педагоги по итогам какой-то работы, но и ученики. Много проводится в учреждении внутришкольных конкурсов, и из «стимулирующего» фонда выделяются средства на поощрения победителей.
-- В современном обществе, -- считает директор первой школы, -- дорого не только признание, внимание, но и материальная поддержка. Я хочу, чтобы выигравшие в конкурсе увидели подарок. Тем самым школа благодарит за проведённую работу. Победителям «Ученика года – 2011» на линейке мы вручили нетбуки – это приятно, это стимул быть успешным, стремиться к чему-то и дальше. К Новому году мы всегда украшаем школу. Объявил, что подарки получит класс, который лучше оформит аудиторию. В итоге школа к празднику украшена, дети говорились, значит, праздник им запомнится надолго, и подарки-проекторы распределены по-справедливости – между теми, кто больше постарался.
Всё замечательно, но этого, считает директор, не достаточно, на уровне района тоже нужно поддерживать таланты.
-- Наш район – далёкий район от областного центра. И когда мы везём детей на олимпиаду, они оказываются не в равных условиях с городскими, -- поясняет Андрей Александрович. – Городские школьники идут на олимпиаду, встав утром в привычных условиях. Нашим же детям мы не можем предоставить хорошей гостиницы, хороших условий из-за недостатка средств, и на испытания они идут в состоянии стресса.
Второй момент. Считаю, что нужно вводить районные, а, возможно, и региональные стипендии для лучших учеников. И третье – мы не просто должны выпускать из школы одиннадцатиклассников, но и интересоваться их дальнейшей судьбой, интересоваться, не хочет ли он по окончании вуза вернуться домой, в район, в школу. Скажем так, курировать его. А молодых специалистов нужно поддерживать серьёзнее: давать им реальные подъёмные. На ставке, без стажа, с малым числом часов сколько получит молодой учитель? Захочет ли он остаться в школе?..
С болью о школе…
-- Мне обидно за российскую школу, в том плане, что поддерживает её только государство. Где меценатство, которое было нормальным явлением в 19-ом – начале 20-го века? Мы говорим, что внимание общества нужно привлекать к проблемам школы, а оно далеко от неё. На Западе чем-то помочь школе – честь и долг. Почему в нашей стране этого нет? Редкий случай, когда состоятельный человек купит что-то для школы.
Образование должно опережать развитие общества, иначе оно будет его тормозить. Мы живём в новом государстве, а образование – «старое». Мы говорим о новых образовательных стандартах, но в школах нет материальной базы для ведения внеурочной деятельности на должном уровне. Ребёнок не придёт в школу учиться шить, если в школе нет иголок.
Нет в школе кружков технической направленности – картингклуба, конструирования, моделирования, элементарного «Юного техника». Лишь спортивное и художественно-эстетическое направления не дают ребёнку в полной мере раскрыть себя. Поэтому в стране потом не хватает инженеров, мастеров, рабочих рук.
Постепенно отлучаются дети от земли, от работы на ней. Раньше были УПК, школьники получали специальности. Обязательной была отработка на пришкольном участке – дети знали, как посеять семя, видели, как из него пробивается росток, выхаживали растения. Они умели это делать. Нужно возрождать добрые традиции.
Иногда, сталкиваясь с непониманием, когда в очередной раз хочется что-то сделать для школы, учеников, будущих специалистов, Андрей Александрович готов опустить руки и уйти в сторону. Но, подумав, что от этого будет кому-то плохо, движется к поставленным целям с удвоенной силой. Отдыхает педагог на уроках физики, в общении с детьми. И каждый день преследует одну самую важную цель – научить самостоятельности, логически мыслить, НАУЧИТЬ УЧИТЬСЯ. Кому-то новаторства директора не по душе, но если зрить в корень, то делает он всё это для детей, для того, чтобы сельские дети не были ущербны, выйдя из стен школы в большой мир, где жизнь течёт не так спокойно и размеренно, как в нашем отдалённом районе. Потому охотно делится своими идеями и результатами экспериментальной деятельности А. А. Лотов на педконференциях, методобъединениях, заседаниях Совета по реализации нацпроекта «Образование». И находит поддержку, и получает признание…
На снимке: директор МАОУ «Викуловская средняя общеобразовательная школа № 1»
Фото Т. СУХОВОЙ