В родном колхозе Степан Титов работал трактористом. 19 ноября 1943 года ушёл на войну и до самой победы жил мечтой стать танкистом. Деревенскому пареньку танки казались чудом техники, а танкистская форма со шлемом по ночам снилась. Демобилизовали ефрейтора Титова в 1950 году. Дома узнал, что присвоено ему звание старшего сержанта.
Сейчас Степану Дмитриевичу 85 лет, а в солдаты уходил, едва исполнилось 18. О себе ветеран рассказывает скупо:
– Сразу попал я в Еланские лагеря в запасной 60-й полк. Первомайские праздники ещё там встретил, а уж после погрузили нас в эшелон и на запад. В маленьком городке Кулебаки Горьковской области разместили в казармах. Отсюда разбирали нас в разные части. Осенью меня направили в сержантскую роту заград-отряда. Зацепилась она ненадолго в Украине
Войну прошёл в составе отдельной роты автоматчиков 27-й моторизированной бригады I Белорусского фронта. Потом уж узнали, что приданы мы были контрразведке СМЕРШ. Нам везде дорога была доступна.
В 1944 году пошла армия в наступление (Варшавско-Познанская, Висло-Одерская операции). Мы за танками бежать не успевали. Слышал, что командующим у нас Жуков, что у одних соседей он побывал, у других, а мне близко увидеть Георгия Константиновича не пришлось.
Уже в Германии был у меня случай: пришёл в роту особист, ну и направили меня в его распоряжение. Набегался я с ним за день. Ночевать пришлось в чужой роте. Перед утром заснул в обнимку с автоматом, а открыл глаза, нет его. Украли! Доложил командиру роты. А он мне: «Ищи, где хочешь». Я тут же добыл себе другой у бойца, направленного в госпиталь. Обошлось без взыскания.
До чего же только немцы не додумывались. Изобрели плуг, который рельсы вспарывал и железную дорогу портил. Видел я эту картину. Укараулила его наша авиация и разбомбила.
Победу встретил в Берлине. Пол-Европы одолев пешком, за руль трофейного «опеля» сел уже в Германии. Машину доверили после курсов в городе Ризе. Как-то повёз офицеров в Дрезден. А на обратной дороге встретились с американским патрулём. Объяснялись жестами. Вроде поняли, но до самой нашей зоны американцы нас сопровождали.
После войны наша часть стояла и в Польше, и в Западной Украине. Ребятам-то довелось «бандеров» гонять, а мне как-то не пришлось. Как рейд, так я в наряде или на задании другом. Рассказывали наши, что действовали бандиты скрытно, маскировались под мирных жителей и стреляли больше по ногам.
Демобилизовался я в 1950 году. Вернулся на Урал. Работал мотористом пожарной мотопомпы, шофёром, автокрановщиком, бульдозеристом. Потом сюда, в Заводоуковск, жизнь меня передвинула. Из наград орден Отечественной войны, медали «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина», остальные не пом¬ню, а юбилейные не считал.
Лилия НАЗАРЕНКО
Фото автора