Медиакарта
17:36 | 19 декабря 2024
Портал СМИ Тюменской области

Так хочется жить и радость дарить

На фотографии в семейном альбоме Анны Фёдоровны Мелюхановой – счастливые молодожёны на фоне белого поля ромашек. В 1950 году был сделан этот снимок. Кажется, недавно, а больше полувека с тех пор прошло...

Родилась Анна Фёдоровна в Сталинградской области. Закончила 8 классов – потом война. Старшеклассников отправили копать противотанковые рвы, глубиной они были до четырёх метров, спускались туда на лестницах. Мозоли кровавые от лопат с рук не сходили, замерзали девчата: обувь и одежонка какие были? Фуфайка да галоши. Новый учебный год начался только в феврале, до этого времени копали землю, готовили отпор фашистам. Свалится в такую яму вражеский танк – обратно уже не выберется. Зиму ребята проучились в школе, а потом Анну отправили в ФЗО, в Сталинград. Днём теорию учили, а вечером шли в ночную смену, – были фрезеровщиками. Работали в цехах женщины, старики да подростки. Завод, вспоминает Анна Фёдоровна, назывался «Баррикады», один из крупнейших в Сталинграде. В годы войны там выпускались дивизионные пушки, полковые миномёты, стационарные зенитные установки. С июля 1942 года до февраля 1943 продолжалась великая Сталинградская битва, завод «Баррикады» полностью был разрушен.

Память Анны Фёдоровны хранит последовательность событий. Когда немцы стали бомбить город, местные жители выходили копать «щели»: углубления в земле, куда люди прятались во время вражеских налётов. Как-то раз фрезеровщиц строем повели в баню, только воды в тазы налили – объявили воздушную тревогу. Повскакивали, похватали одежду – и бежать. Какая уж тут баня? Вот такие моменты помнятся. Или ещё: собрались три девчонки на фронт, да недалеко ушли. Задержал патрульный. Спрашивает:

– Вы куда? Вот подрастёте маленько, тогда я вас сам на фронт пропущу, а пока возвращайтесь назад. А в Сталинграде, к которому немцы подбирались всё ближе, началась срочная эвакуация госпиталей. Их в городе было три, вот там и понадобилась помощь девчат. Из палат грузили раненых на машину, оттуда – на баржу. Плыли по горящей от взрывов Волге, но, слава Богу, ни одна бомба не угодила в них. Уцелели, доплыли до Камышина, там уже их дожидались переоборудованные для перевозки людей товарняки. И снова волокли раненых на себе. Размещали легко раненных на верхних полках, тяжело раненых – внизу. Ехали и прислушивались: по звуку могли отличить наш самолёт от вражеского. Если самолёт позади эшелона – машинист мчит вперёд изо всех сил. Самолёт оказывается впереди – резкий тормоз и задний ход. Так машинист убегал от бомбёжек. Что в вагоне в это время творилось! Солдаты с полок падают, стонут, кричат. Пока девчата их подберут, снова уложат... Однако снова удалось миновать страшного, невредимыми все доехали до Саратова, поместили раненых в госпиталь. Дело девчата своё сделали, надо бы домой возвращаться, а им говорят, что нельзя в Сталинград, там сильные бомбёжки. Добирались домой на площадках товарных вагонов, многие шагали пешком. Немало вёрст и Анна прошла. Навстречу тоже шли люди, спасались, бросали свои дома, несли на себе, что успели взять: кто самовар, кто решето. Добралась девчонка домой, потом болела больше месяца: сказалась дорога.

Когда начался учебный год, снова пошла в 9 класс. А сестра уже училась в Ташкентском сельхозинституте, куда позже поступила и Анна.

Потом были четырёхмесячные курсы по луговодству в Московском институте, стране требовались агрономы. По распределению попала Анна Фёдоровна в Тюменскую область, в рабочий посёлок Катышка. Как сейчас, помнит, было это 28 декабря 1948 года.

– Сошла на станции, смотрю по сторонам, куда направиться? Сельхозуправление тогда располагалось на месте налоговой инспекции, это было деревянное двухэтажное здание. Подхожу, уборщица на крыльце пол моет. Я спрашиваю своим акающим говорком: «Скажите, пажалуйста, где сельхозуправление? А она в ответ: «Чё, не видишь, что ли, табличку?». Вот такие суровые сибиряки.

Вся трудовая биография Анны Фёдоровны связана с сельским хозяйством Голышмановского района, она отработала в отрасли 37 лет. Два раза в неделю давала уроки в СПТУ, а остальные шесть дней пешочком по всем деревням. 73 колхоза ведь раньше было. Мелюханова, как агроном, следила, соблюдается ли глубина вспашки, как происходит посев.

9 октября Анна Фёдоровна отметила 86-летие. Хотя уже подводит здоровье, но силы встречать новый день даёт огромное желание жить, трое сыновей, внуки и правнуки, которые постоянно навещают и помогают. Активная общественница, сейчас Анна Фёдоровна заместитель председателя совета Дома ветеранов, а до этого несколько лет сама его возглавляла. Немало приходилось решать организационных и бытовых вопросов. С детства сохранила любовь к книгам. Читает по сей день взахлёб, книги в Дом ветеранов привозят специально, выбирают, кому что по вкусу. Анна Фёдоровна предпочитает классиков, но для разнообразия и детективы Донцовой сгодятся. Под окнами второго этажа её квартиры цветут поздние астры, радуют своей красотой прохожих. Так и старики наши: всем болезням вопреки, невзгодам пережитым, тянутся к солнышку...

Фото Павла Ложкина

Автор: Ирина Шадрина